Меню сайта

Региональные мероприятия   


   Форум метапредметников в Москве

6-8 апреля 2017 г. в Москве состоялся Форум с очень значимым названием: «Столица – регионы России: создание общей платформы развития образовательных практик». В этом Форуме приняли участие педагоги Москвы, Крыма и Тутаевского МР Ярославской области.

Руководила работой Форума Половкова Марина Вадимовна – председатель правления Ассоциации ИРСО, к. психол. н. Экспертами на Форуме выступили Громыко Нина Вячеславовна, руководитель направления «Эпистемические технологии» Института Опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, д. филос. н., и Маркова Алина Александровна, научный сотрудник ИНЭОС РАН, к. биол.н.

Громыко Н.В. провела для участников Форума тренинг «Язык кино – язык сознания: развитие способности воображения на материале мультфильмов». Тема выступления Марковой А.А. – «Опыт экспертизы проектных и исследовательских работ учащихся: от школы до всероссийских конкурсов».

На Форуме своим опытом работы поделились и педагоги МОУ лицей № 1 (учителя Белорусова Г.И. и Мулюкова О.Н.), МОУ Левобережная школа (учитель Смирнова С.К.), МОУ СШ № 3 (учитель Коннова Л.А.) МОУ СШ № 6 (учителя Панфилова В.М., Семенова Т.Ю., Синягина С.А)., учителя Фоминской школы (Оксем К.В., Комисарова О.С., Шаверова С.А.), методисты МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» (Исакова С.П., Шарова А.Д. и Ягодкина О.К.). Наши педагоги провели открытые уроки и мастер-классы с использованием метапредметных технологий.

Культурную программу наши педагоги организовали сами: посетили Третьяковскую галерею и посмотрели спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре актеров Таганки.

Общение с участниками Форума и его гостями никого не оставило равнодушным. Хочется пожелать педагогам образовательных учреждений Тутаевского МР активнее использовать метапредметные технологии в урочной и внеурочной деятельности, реализуя намеченные планы РИП.

А.Д. Шарова, заместитель директора МУ ДПО «ИОЦ»


Педагоги Тутаевского МР в течение трех лет в режиме региональной инновационной площадки осваивали технологии мыследеятельностной педагогики и внедряли их в практику своей работы.

Завершающим событием трехлетнего проекта стал Фестиваль инновационных образовательных технологий "Развитие базовых способностей обучающихся", который призван пропагандировать идеи мыследеятельностной педагогики и обеспечить трансляцию опыта педагогов, участвующих в реализации проекта.

 Фестиваль проводился с 9 по 16 ноября 2016 года на базе 12 образовательных учреждений Тутаевского МР, а также в гимназии №8 города Рыбинска. Программа. В Фестивале приняли участие 48 педагогов, которые представили открытые уроки, внеурочные занятия и занятия для детей дошкольного возраста, а также образовательные игры для школьников. Победителями и призерами Фестиваля стали более 20 педагогов. Приказ

25 ноября 2016 года на базе СШ №3 и МДОУ №23 «Ромашка» состоялся заключительный день Фестиваля.  В мероприятии приняли участие 124 педагога из школ и детских садов Тутаевского МР, Ярославского МР, Некоузкого МР, г. Москва, г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Камышлов Свердловской области.

        

В рамках заключительного дня был представлен достаточно широкий спектр открытых уроков и занятий, презентационных мастер-классов, которые провели педагоги Тутаевского МР – победители и призеры Фестиваля инновационных образовательных технологий. Кроме этого,  благодаря членству в Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании» в Фестивале приняли участие педагоги школы 1554 города Москвы и средней школы №58 Камышловского городского округа Свердловской области. Программа. 

         

Заключительный день Фестиваля проводится как отчетное мероприятие в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в образовании: региональные практики». Поэтому в Фестивале приняли участие эксперты: Коточигова Елена Вадимовна   заведующий кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «ИРО», Захарова Татьяна Николаевна, Надёжина Марина Александровна доценты кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «ИРО», а также Шувалова Светлана Олеговна, директор ИОЦ г. Рыбинск.

Особое мнение эксперта:

  • высокий уровень профессионализма;      
  • интересный формат представления опыта;
  • очень заинтересовали, хотелось бы глубже изучить самостоятельно;
  • необходимо применять данные технологии в образовательном процессе;
  • фестиваль нужно сделать традиционным, но с обсуждением опыта, дискуссией;
  • особая благодарность Крайновой Е.А., Вахниной О.Ф., Шаровой А.Д., Чернобровой Г.В., Чегодаевой Н.Б., Синягиной С.А. 

Межрегиональный семинар «Практика и проблемы достижения метапредметных результатов при реализации ФГОС: опыт работы школ Ассоциации „Инновационное развитие и сотрудничество в образовании“»

         Весенние каникулы в Крыму

Весенние каникулы в 2016 году стали необычными и многообещающими для участников РИП «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС» уже потому, что ехать пришлось далеко (вернее, лететь на самолете), и задача стояла перед нами нелегкая: поделиться наработанными идеями, помочь симферопольским учителям, только начинающим работать в данном направлении, наметить пути дальнейшего сотрудничества с крымским регионом. Безусловно, волнение было. И были сомнения: как встретят нас учителя, которые только-только начали внедрять российскую систему образования в свои школы, как встретят нас дети, ведь свои уроки наши педагоги давали в классах крымской школы. 

Школа-лицей №17 в Симферополе – такая же, как и наша. Наполненная детскими криками, она встретила нас уважительно и настороженно: не так часто гости «с материка» посещают ее, да еще в таком количестве (нас, тутаевских учителей, было 10, из Москвы – 5). Общение с педагогами школы быстро стало неформальным, так как среди нас оказались те, кто уже знаком с некоторыми крымчанами по межрегиональному семинару в нашем городе. Директор школы 17 Симферополя со своими учителями уже была в Тутаеве и прекрасно помнит наши уроки, круглый стол в МОУ СШ №6. Особенно приятно было, когда она с трибуны актового зала очень похвально отозвалась об образовательной игре, проведенной в МОУ СШ №6 в апреле 2015 г. И сама сориентировала своих учителей, что им посмотреть и о чем нас расспросить. Обменивались адресами, приглашали в гости и даже строили планы на будущее. Но это в последний день…день прощания.

Два дня, напряженные и очень насыщенные, провели мы с крымчанами. Сначала теоретическая часть в актовом зале, выступления М.В. Половковой, руководителя ассоциации инновационного развития и сотрудничества в образовании,  доклад Е.Н. Козиной об опыте внедрения мыследеятельностной педагогики в нашем районе, выступления крымчан об их понимании данного вопроса. А затем 10 мастер-классов и уроков с крымскими детьми в первый день, столько же во второй. На одном дыхании, слаженно, поддерживая друг друга и выполняя общую педагогическую миссию, мы, учителя, и не заметили, как пролетели эти дни, яркие не только по количеству новых знакомств и приобретенных связей, но по тем впечатлениям о Крыме, прекрасной солнечной стране, где история России перекликается с современностью, где каждый камень, скала, каждая бухта и залив напоминают о Крымской войне, о Великой Отечественной…

Наверное, впечатление было бы неполным, если что-то в нашей поездке отсутствовало. Вспоминая сегодня свои крымские каникулы, я вспоминаю очень тесное общение с коллегами, их искреннюю заинтересованность тем, чем занимаемся мы. Место, где мы побывали, стало для нас не только местом наших будущих встреч на методической площадке, но и местом удивительного отдыха, который готов предоставить солнечный Крым. Наш Крым.

  

Межмуниципальный семинар «Реализация уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс»


     В соответствии с планом реализации регионального инновационного проекта «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС»  25 февраля 2016 года на базе лицея №1 состоялся межмуниципальный семинар «Реализация уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс». В семинаре приняли участие 48 педагогов, в том числе из Тутаевского МР, г. Рыбинска и Москвы.

   В ходе семинара лицей №1 представил результаты  реализации локального проекта «Создание уровневой модели организации образовательного пространства «Маршрут» как средство реализации ФГОС».

   В рамках семинара провели открытые уроки и внеурочные занятия педагоги, которые стали победителями и призерами муниципального Фестиваля методических разработок «Реализация ФГОС средствами мыследеятельностной педагогики». В качестве экспертов в семинаре приняли участие Половкова Марина Вадимовна, к. псих. н., руководитель ФИП, председатель Правления Ассоциации "Инновационное развитие и сотрудничество в образовании" и Устиловская Алла Алексеевна, к. псих. н., автор учебника метапредмет «Задача».

   Во второй части семинара Марина Вадимовна Половкова провела круглый стол по вопросу дальнейшего взаимодействия членов Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в  образовании».

 Программа семинара.


Межрегиональный семинар «Метапредметные образовательные технологии: региональная модель инновации»
     Уникальная отечественная научная практикоориентированная разработка – метапредметные образовательные технологии становится все более востребуемой сегодня не только в России, но и за рубежом. Требование к достижению метапредметных результатов зафиксировано во ФГОС и является сверхважным результатом для системы образования. Эффективность и результативность реализации метапредметных образовательных технологий зависит от грамотных управленческих моделей их инновирования и нестандартных механизмов включения учителей в процесс соразработки на региональных, муниципальных уровнях и в сетевых формах сотрудничества и кооперации.
   Под руководством Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании» – Федеральной инновационной площадки «Метапредметные образовательные технологии» - 14-15 апреля 2015 года в Ярославской области состоялся межрегиональный семинар «Метапредметные образовательные технологии: региональная модель инновации». Участниками семинара стали руководители, методисты, педагоги  из 5 регионов России (включая Ярославскую область).

     В рамках первого дня семинара на базе Ярославского института развития образования был представлен опыт Ярославской области в управлении инновационными проектами и программами. Далее, в теоретической части семинара,  Нина Вячеславовна Громыко, руководитель направления Института опережающих исследований им. Шифферса, д.филос.н., и Алла Алексеевна Устиловская, заместитель председателя Ассоциации ИСРО, к.психол.н., познакомили участников семинара с сущностью метапредметного подхода в образовании, представили модели его реализации. Марина Вадимовна Половкова, председатель Правления ИРСО, к.психол.н. охарактеризовала деятельность Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в  образовании», ее цель, миссию и реализуемые проекты. Во второй части семинара докладчики провели мастер-классы в технологии метапредметов «Знание» и «Знак», задачной форме обучения. Аудитория активно и с большим интересом выполняла предложенные задания, задавала вопросы.

    15 апреля на базе МОУ СОШ №6 города Тутаев состоялась практическая часть семинара с открытыми уроками и внеурочными занятиями. Региональная инновационная площадка «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС» представила опыт работы по освоению метапредметных технологий в соответствии с авторской концепцией Ю.В. Громыко. Проведены 10 открытых занятий. В каждом занятии учителя показывали возможности той или иной технологии в урочной и внеурочной деятельности.

    На круглом столе состоялось обсуждение занятий и организационных моделей внедрения метапредметных технологий на муниципальном и школьном уровнях. Участники семинара из республики Крым, Липецкой и Свердловской области отметили качественную организацию семинара, хорошую рабочую атмосферу, высказали пожелания на дальнейшее сотрудничество.

Программа семинара.


 Региональный семинар «Метапредметный подход в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС»

    17 февраля 2015 года на базе МОУ СОШ № 3 состоялся региональный семинар «Метапредметный подход в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС» в рамках деятельности региональной инновационной площадки. Тема семинара вызвала интерес. Об этом свидетельствует число его участников – более 110 человек. В работе семинара наряду с педагогами нашего района приняли участие педагоги Рыбинска, Углича, Гаврилов-Ямского и Большесельского муниципальных районов.

   Открыла семинар О.Н. Иванова - директор Департамента образования АТМР.  Интерес слушателей привлекло выступление М.В. Половковой, руководителя ФИП «Ассоциация работников и организаций в сфере образования  «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании» », к. псих. н., г. Москва.  Тема её доклада – «Востребованность мыследеятельностной педагогики в условиях модернизации российского образования.

     Е.Н. Козина, директор МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» рассказала об опыте освоения технологий мыследеятельностной педагогики в рамках деятельности РИП,реализации проекта «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС» (.ppt)

    Срок реализации проекта 3 года. По своей организационной структуре проект является сетевым, основанным на принципе взаимодействия и партнёрства муниципальной методической службы, дошкольных и общеобразовательных учреждений Тутаевского МР. Инновационный проект предполагает разработку и апробацию уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс дошкольного, начального, основного и среднего общего образования в условиях внедрения ФГОС.

    В рамках семинара его участники имели возможность познакомиться с опытом работы педагогов образовательных учреждений – участников РИП в процессе работы трёх мастерских: лицея № 1, Левобережной СОШ,  СОШ № 3 и № 6, детских садов №1 «Ленинец» и № 23 «Ромашка»:

Мастерская 1. Метапредметные технологии на уровне дошкольного образования 

  1. Технология работы педагога по развитию способности воображения у детей дошкольного возраста. Т.Н. Пинчук, методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» (.ppt)
  2. Использование технологий мыследеятельностной педагогики в образовательной деятельности по развитию у дошкольников способности воображения. Е.П. Келлер, старший воспитатель МДОУ  № 23 «Ромашка» (.ppt)
  3. Мастер–класс. Загадка как эффективное средство развития воображения у старших дошкольников. М.В. Соловьева,педагог-психолог МДОУ № 23 «Ромашка»
  4. Технология развития способности воображения у дошкольников на материале разыгрывания русских народных сказок.О.В. Смирнова, заведующий МДОУ № 1 «Ленинец»(.ppt)
  5. Мастер-класс. Развитие способности воображения на материале сказки. Н.А. Травникова, воспитатель МДОУ №1«Ленинец»
  6. Программа предшкольной подготовки «Учимся с совенком: школа сказочных идей». О.К. Ягодкина, методист МОУ ДПО«Информационно-образовательный центр», к.п.н. (.ppt)
  7. Рефлексия(1,2,3)

   

Мастерская 2. Метапредметные технологии на уровне начального общего образования 

  1. Мыследеятельностная педагогика. Развитие базовых способностей у младших школьников. С.П. Исакова, методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» (.pdf)   
  2. Мастер-класс. Развитие способности воображения у младших школьников на основе знаний геометрического материала.«Собака на цепи». О.В. Смирнова, учитель начальных классов МОУ лицей №1 (.ppt)
  3. Внеурочное занятие в 4-м классе «Развитие способности воображения на материале ситуации противоречия». Л.А. Коннова, учитель начальных классов МОУ СОШ №3 (.pdf)  
  4. Способность организации действия. Диагностические методики. О.Ф. Вахнина, учитель начальных классов МОУ СОШ №6 (.ppt)
  5. Внеурочное занятие во 2-м классе. Стенгазета «День защитника Отечества». Распределение действий в группе. О.Б. Бузецкая, учитель начальных классов МОУ лицей №1 (.doc)
  6. Рефлексия (1,2,3)

   

Мастерская 3. Метапредметные технологии на уровне основного общего образования 

  1. Мастер-класс. Сложное предложение. Знаки препинания в нем, 5 класс. С.К. Смирнова,  учитель русского языка и литературы МОУ Левобережная СОШ
  2. Открытый урок в 6 классе. Решение географических задач в рамках метапредметного курса «Задача». Е.М. Шомина,учитель географии МОУ СОШ №3 (.pdf)
  3. Мастер-класс. Работа с текстом на занятиях метапредметного курса «Азбука понимания текста». А.Д. Шарова, учитель МОУ СОШ №3 
  4. Мастер-класс. Использование метапредметной технологии «Проблема» на уроках обществоведения. Чтение как проблема современного российского общества. Н.В. Варгасова, учитель истории и обществоведения МОУ Левобережная СОШ
  5. Рефлексия (1)

 


Региональная научно-практическая конференция «Региональная инновационная инфраструктура: инновации и потенциал традиций»

         16 декабря 2014 года  состоялась региональная научно-практическая конференция «Региональная инновационная инфраструктура: инновации и потенциал традиций».

        Секция 2.  Метапредметные результаты обучения: технологии, способы организации учебного процесса, оценивание

  1. Система работы школы по достижению метапредметных образовательных результатов. Смирнова М.Ю., заместитель директора МОУ СОШ №3. г. Тутаева.
  2. Мастер-класс «Технология метапредмета «Задача» при выполнении учебных задач».  Шомина Е.М., учитель географии МОУ СОШ №3. г. Тутаева.
  3. Организация образовательного пространства «Маршрут»: первый опыт, проблемы, перспективы.  Ершова Ж.В., заместитель директора МОУ лицей №1. г. Тутаева.
  4. Мастер-класс «Тренинг группового взаимодействия как форма проведения занятий метапредметного курса внеурочной деятельности «Проект»». Напольских О.Н., заведующий ИБЦ. МОУ лицей №1. г. Тутаева.
  5. Метапредметный подход во внеурочной деятельности. Манокина Е.В., директор МОУ СОШ №6, Синягина С.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Тутаева.
  6. Мастер-класс «Обучение схематизации в рамках метапредметного курса». Коровко Е.Г., учитель географии СОШ №6 г. Тутаева.

Семинар для руководителей муниципальных методических служб Ярославской области "Метапредметные технологии как одно из средств реализации ФГОС"

 20 марта 2014 г. на семинаре ГОАУ ЯО ИРО региональная инновационная площадка «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС» представила опыт по теме «Метапредметные технологии как одно из средств реализации ФГОС» перед представителями муниципальных методических служб Ярославской области.

       Доклад руководителя РИП, директора МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Козиной Елены Николаевны «Реализация принципа метапредметности в современной школе» посвящён вопросам метапредметности в педагогической науке и практической деятельности педагогов и методистов Тутаевского муниципального района (.ppt)  

       В рамках семинара проведены два мастер-класса:

  1. «Метапредметный курс "Задача"» Белова Наталия Леонидовна, учитель информатики МОУ СОШ № 3; (.doc)
  2. «Метапредметный курс "Пластика текста". Развитие способности понимания» Синягина Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 (.doc)

       Методический комментарий к первому мастер-классу сделала Ягодкина Ольга Константиновна, к.п.н., методист МОУ ДПО «ИОЦ» (.ppt)

       Теоретические основы технологии проблематизации, изложила в своём выступлении заместитель директора МОУ ДПО «ИОЦ» Шарова Александра Дмитриевна; её методический комментарий  отнесён к сценарию учебного занятия по истории учителя МОУ СОШ № 5 Варгасовой Натальи Валентиновны (.zip).

      Семинар получил многочисленные положительные отзывы его участников.


Региональный  семинар  «Метапредметный подход в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

22 ноября 2013 г. на базе МОУ СОШ № 6 успешно проведён региональный семинар «Метапредметный подход в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО», на котором был представлен опыт реализации инновационного комплексного проекта РИП «Внедрение метапредметов а образовательный процесс современной школы».  

Программа семинара

        В работе семинара приняли участие более 80 человек, в т.ч. 8 представителей ГОАУ ЯО ИРО, руководители и методисты МОУ ДПО ГЦРО г. Ярославля в количестве 5 человек, педагогические делегации г. Ярославля, Брейтовского, Некрасовского Большесельского и Тутаевского муниципальных районов. Впечатления гостей семинара (.pdf)

       С приветственным словом выступила директор Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района  О.Н. Иванова, подчеркнув особую значимость совершенствования педагогического профессионализма педагогов в процессе  результативной деятельности по освоению современных образовательных технологий, направленных на развитие базовых способностей учащихся. Информационный навигатор

       Доклад директора МОУ ДПО «Информационно – образовательный центр» Е.Н. Козиной посвящён вопросам реализации ФГОС средствами мыследеятельностной педагогики и раскрывает систему организационно – методической деятельности на муниципальном и школьном уровне по реализации комплексного инновационного проекта «Внедрение метапредметов в образовательный процесс современной школы» (.ppt)

       Научный руководитель РИП А.В. Носов, к.эк.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ, сотрудник ФИП «Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС» раскрыл результаты и перспективы взаимодействия федеральной и региональной инновационных площадок. (.pdf)

        Практический опыт педагогов был представлен в процессе работы трёх мастерских:

  1. Метапредмет «Задача» и задачная форма организации учебного процесса.​ Работа мастерской была подитожена в выступлении М.Ю. Смирновой, зам. директора МОУ СОШ № 3.
  2. Формирование базовых способностей школьников во внеурочной деятельности. Директор МОУ СОШ № 6 Е.В. Манокина познакомила участников семинара со школьной моделью внеурочной деятельности, разработанной в процессе реализации инновационного проекта с перспективой на дальнейшую деятельность в данном направлении. (.pdf)Педагоги провели открытые занятия по внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов.
  3. Использование метапредметных технологий в учебном процессе. Работа педагогической мастерской была завершена выступлением заместителем директора МОУ ДПО «ИОЦ» А.Д. Шаровой «Сценирование учебных занятий». (.pdf)

       На последнем  такте семинара были  проведены итоги. Все педагоги, представившие свой опыт, получили сертификаты.


Муниципальные мероприятия


   Муниципальный Фестиваль методических разработок «Реализация ФГОС средствами мыследеятельностной педагогики»

C 9 ноября по 10 декабря 2015 года состоялся муниципальный Фестиваль методических разработок «Реализация ФГОС средствами мыследеятельностной педагогики»

В Фестивале приняли участие педагогические работники системы образования Тутаевского МР.

  • ПОЛОЖЕНИЕ о проведении муниципального Фестиваля методических разработок «Реализация ФГОС средствами мыследеятельностной педагогики».
  • Приказ об экспертизе конкурсных материалов Фестиваля (состав экспертной группы).
  • Критерии оценки работ.
  • Приказ об итогах Фестиваля методических разработок.
  • Протоколы жюри Фестиваля.

Участники:

  • Номинация «Лучшая программа, направленная на развитие базовых способностей детей». Сведения об участниках.
  • Номинация «Лучший сценарий урока». Сведения об участниках.
  • Номинация «Лучший сценарий образовательной игры для школьников». Сведения об участниках.
  • Номинация «Лучший сценарий внеурочного занятия». Сведения об участниках.
  • Номинация «Лучший детско-взрослый прорывной проект». Сведения об участниках.

     Муниципальная методическая декада "Реализация ФГОС средствами мыследеятельной педагогики"

    С 17 по  23 декабря 2014 г состоялась Муниципальная методическая декада "Реализация ФГОС средствами мыследеятельной педагогики"

Программа семинара          

     21-22 августа 2014 г. педагоги – мыследеятельностники из образовательных организаций г. Тутаева (МОУ ДПО ИОЦ,  СОШ № 2, СОШ № 3, СОШ № 6, лицей № 1) имели возможность  принять участие в интерактивном обучающем семинаре «Новые формы организации образовательного процесса: образовательные игры»,  который подготовила и провела Устиловская Алла Алексеевна, кандидат психологических  наук, представляющая научную школу Ю.В. Громыко.     

       Современный учитель не должен проигрывать альтернативным формам образования. Обеспечить естественный процесс образования, где каждый ребёнок берёт то, что он действительно может взять, позволяет образовательная игра, т.к. в игре дети живут и при этом непринуждённо учатся. Образовательные игры по целям делятся на виды: 1) дидактические (обнаружение тематических полей, приобретение инструментария, с помощью которого человек видит то, что ранее не видел; тематизация; предметизация; пропедевтика); 2) деятельностные (соорганизация действий; освоение структурных элементов деятельности; различение целей и задач; освоение типов деятельности); 3) антропологические (инициация и развитие способностей; ценностное и профессиональное самоопределение и др.). Несомненно, разработка сценария и проведение образовательной игры – это педагогическое искусство, познать и освоить которое важно и можно. Предлагаем всем педагогам познакомиться с материалами сайта www.eduscen/ru.

    21 – 22 августа 2014 г. для педагогов дошкольных ОУ состоялся семинар «Формирование базовых способностей. Сценирование в мыследеятельностной педагогике. Способность воображение». На семинаре присутствовали 33 педагога из 23 образовательных учреждений.

      Программа семинара

      Потрахова Алена Александровна раскрыла слушателям понятие воображение. Отметила, что задача воображения сходна с мышлением. Были выделены структурные компоненты «воображения»:

  • решение нестандартной задачи;
  • выход за рамки реального в плоскость «если бы….»;
  • появление идеи  и представление ее материальной реализации;
  • воплощение идеи в действие (в игре, в жизни, в качестве продукта коммуникации).

      Слушатели работали в пяти группах. Каждой группе была предложена тема для разработки сценария занятия. В сценарии, замысле занятия на развитие воображения у дошкольников педагоги должны были выделить предметные и метапредметные задачи, определить исходное и конечное состояние, выделить деятельность воспитателя и деятельность детей. Первая и третья группа работали с небылицами, вторая, четвертая и пятая группа работали с загадками. Затруднение у педагогов вызвало отличие предметных от метапредметных задач. Алена Александровна отметила, что предметные задачи касаются предмета и материала, метапредметные касаются способностей. В ходе практической части семинара педагоги разработали и предложили на обсуждение свои сценарии занятий.


   6 мая 2014 года состоялся семинар для учителей метапредметного методического объединения «Учебная программа метапредметного курса». В программе семинара:

  1. Методические рекомендации по составлению рабочей программы метапредметного курса. О. К. Ягодкина, методист МОУ ДПО  «Информационно-образовательный центр» (.ррt).
  2. Создание УМК метапредметного курса. А.Д. Шарова, заместитель директора МОУ ДПО  «Информационно-образовательный центр» (.ррt).
  3. Рефлексия. Планирование деятельности.

Для команды, реализующей проект


   10 марта 2015 г. на базе МОУ СОШ № 6 состоялся районный семинар «Образовательная игра: первый практический опыт», в котором приняли участие команды школ-участников РИП «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС»

Программа семинара

  • 9.45 – 10.00 - Регистрация участников.
  • 10.00 – 11.00 – Отчет команды МОУ СОШ № 6 о Зимней международной  проектной сессии школьников (г. Москва) «Детско-взрослые прорывные проекты». С.А.Синягина, учитель русского языка и литературы и группа школьников.
  • 11.00 – 11.30 –  Выступление «Технология подготовки образовательной игры». Е.В. Манокина, директор МОУ СОШ № 6.
  • 11.30 – 12.00 – Методическая нарезка с комментариями по теме семинара. О.К.Ягодкина, к.п.н., методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр».
  • 12.00 – 13.00 – Работа в группах в составе школьных команд. Консультирование. Е.Н. Козина, директор МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр».

Методические материалы

  1. Статья Устиловской А.А. «Новые формы образовательного процесса: образовательные игры» (.pdf).
  2. Описание образовательной игры «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» (.pdf).
  3. Программа образовательной игры с методическими комментариями (.pdf).
  4. Презентация на материалах статьи Губановой А.Ю. «Образовательная ОДИ как практика МД – педагогики в школе (.ppt).
  5. Алгоритм описания образовательной игры (.pdf).

   7 ноября 2014 г. для педагогов-участников РИП (МОУ ДПО ИОЦ, СОШ №5, СОШ №3, СОШ №6, лицей №1) состоялся семинар "Детско-взрослые прорывные проекты. Организация проектной деятельности учащихся".

   Семинар провела Половкова Т. В., специалист Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, представляющая научную школу Ю. В. Громыко.


  14 марта 2014 г состоялся семинар в оргдеятельностной форме «Преемственность уровней образования в развитии базовых способностей обучающихся»

    Назначение семинара: Оформление замыслов локальных проектов учреждений по внедрению метапредметных технологий в образовательный процесс учреждений на всех уровнях образования.

      Задачи семинара

  •  Актуализировать представления группы специалистов (команд учреждений-РИП) МСО ТМР о:

    • целенаправленной разработке и менеджменте проектов;

    •  механизмах перехода от репродуктивной знаниевой парадигмы обучения к деятельностной развивающей, с целью формирования и развития базовых способностей обучающихся.

  • Оформить рабочий вариант локальных проектов учреждений, участников РИП, по внедрению метапредметных технологий в образовательный процесс на всех уровнях образования.

     Такты семинара

12-00. Открытие семинара.  Блок «Актуализация».

  • Целенаправленная разработка и менеджмент проектов. Козина Е.Н. (.ррt)
  • Механизмы перехода от репродуктивной знаниевой парадигмы обучения к деятельностной развивающей с целью формирования и развития базовых способностей обучающихся. Ягодкина О.К.

12-30 – 13-00 Обсуждение в группах:

  • Характеристика (признаки) существующей ситуации в образовательном учреждении.
  • Вызовы времени, зафиксированные в федеральных документах; существующие проблемы.
  • Характеристика (признаки) нового состояния образовательного учреждения (образовательных результатов) в 2016 году.

13-00 – 14-00. Выступление групп. Обсуждение.

14-00 – 14-40. Обсуждение в группах:

  • Логика и действия учреждения по переходу от репродуктивной знаниевой парадигмы обучения к деятельностной развивающей, с целью формирования и развития базовых способностей обучающихся на всех ступенях образования.

14-40 – 15-40 Выступление групп. Обсуждение.

15.40 Определение и обсуждение задания на март-апрель 2014 года, подведение итогов работы.