Страница обновлена 25.04.2023

Система наставничества педагогических работников


Документы

Муниципальный план мероприятий (дорожная карта) внедрения системы наставничества педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области на 2022-2023 годы.
 


Мероприятия

Муниципальное событие «Методическое турне «Успешное наставничество»»

В течение 2023 года проходит муниципальное событие «Методическое турне «Успешное наставничество»»,  нацеленное на решение ряда задач:

  • актуализировать наставничество в образовательных учреждениях;
  • развить в педагогическом сообществе района мотивацию к наставнической деятельности;
  • повысить профессиональную компетентность кураторов и наставников средствами неформального образования.

Наставник как навигатор профессионального развития педагога

В настоящее время наставничество является востребованной и актуальной практикой в социальной и образовательной сферах. Являясь кадровой технологией, наставничество обладает преимуществом в том, что дает возможность обучения непосредственно в организации или в ином профессиональном объединении.

17 января 2023 года дан старт реализации ДПП  "Наставник как навигатор профессионального развития педагога". 30 педагогов дошкольного, основного и дополнительного образования Тутаевского МР начали обучение по программе.

Обучение наставников является важным этапом в дальнейшей реализации модели наставничества, так как именно наставник является носителем профессиональных, личностных компетенций, которые необходимы наставляемому.

  • Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
    опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. (Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»)
  • Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. (Совместное сопроводительное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 №АЗ-1128/08/657 к Методическим рекомендациям по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях

В процессе программы наставники изучили нормативные основы наставничества и узнали о Государственной политике в области наставничества в РФ; проанализировали свои ресурсы и составили портрет наставника; разобрали возможные модели наставничества; познакомились с основами андрагогики. Прожили каждый шаг алгоритма работы наставника и утвердили Кодекс наставника.


X муниципальная конференция«Инновации в системе образования ТутаевскогоМР: современный контекст и лучшие практики»

X муниципальная конференция«Инновации в системе образования ТутаевскогоМР: современный контекст и лучшие практики», посвященная Году педагога и наставника в Тутаевском муниципальном районе – важное событие для педагогической общественности. Программа конференции. 

На открытии конференции Чеканова О.Я., начальник управления образования, культуры и молодёжной политики Администрации ТМР, познакомила с планом мероприятий 2023 года, которые станут для педагогов возможностью представить свой опыт, приобрести новые профессиональные и личные компетенции, отметила, что Тутаевская земля славится выдающимися педагогами, они уважаемы общественностью. С приветственными словами обратились к участникам конференции Балясникова С.В., управляющий делами Администрации ТМР, Пилюгин И.С., председатель Управляющего совета системы образования ТМР.

На пленарном заседании приняли участие с выступлениями Репина А.В., руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика» к.п.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, (тема «Уроки воспитания для будущих педагогов: точки инноваций педагогического вуза и муниципальной системы образования»)  и Сасарина Е.Е., старший методист ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (тема «Наставничество как стратегия непрерывного развития», .pdf)

Конференция прошла торжественно, волнительно и очень интересно. Работали интерактивные зоны, где участники стали соавторами электронной книги «Педагог-наставник в моей судьбе», записали интервью, рассказав о своём педагоге-наставнике, оставили на память себе фото с великими педагогами.

Интересным и значимым в конференции стали презентации инновационной деятельности педагогов: 
 - выставка продуктов инновационной деятельности (32 продукта),  
 - парад мастер-классов (15 мастер-классов), 
 - «Биржа ресурсов», где руководители МРЦ представили результаты работы за 2022 год и планы на 2023 год,
 - игротека «Финзнайка», 
 - работа тематических секций (37 выступлений) и круглого стола (7 выступлений)

В работе секции «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА» представлен интересный опыт деятельности образовательных организаций по организации системы наставничества в ОУ, деятельности наставнических пар, обучения наставников:

  1. Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Никитина Л.В., Лапина О.Ф., учителя начальных классов МОУ СШ №4
    «Центр образования» (.pdf). 
  2. Наставничество: молодой молодому. Путь к успеху. Новикова В.И., учитель начальных классов МОУ «Начальная школа-детский сад №16 «Солнышко» (.pdf). 
  3. Реализация модели наставничества в МОУ СШ №6. Манокина Е.В., директор МОУ СШ№6 (.pdf). 
  4. Стажерская площадка – возможность учить и учиться. Бердакова А.В., заместитель директора МОУ лицей №1 (.pdf). 
  5. Наставник как навигатор профессионального развития педагога. Орлова А.А., методист МУ ДПО «ИОЦ» (.pdf). 

Все мероприятия конференции были посвящены миссии Года – признания особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.