Меню сайта

Виртуальная методическая площадка "ФГОС. Функциональная грамотность"


Муниципальные события

18 апреля 2023 года в МОУ СШ №6 в рамках работы ПОС учителей начальных классов ОУ Тутаевского МР «Формирование читательской грамотности» прошел муниципальный семинар «Читательская грамотность – преемственность в преподавании».

Цель семинара – выявление проблем преемственности между педагогами начальной и основной школы в вопросах формирования читательской грамотности школьников.

Открыла семинар Крайнова Е.А., руководитель ПОС, учитель начальных классов МОУ СШ №6. Затем, учителя основной школы провели уроки в 4 классах:

  • Мохова Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ Фоминская СШ, урок русского языка «Лингвистический анализ текста Л. Петрушевской «Пуськи бятые»
  • Низова Н.А., учитель математики МОУ СШ №3, урок математики «Решение практико-ориентированных задач»
  • Понамарева А.А., учитель русского языка и литературы МОУ Константиновская СШ, урок литературного чтения «Работа с текстом. К. Паустовский «Подарок»          
  • Шаев Д.С., учитель истории МОУ СШ №3, урок окружающего мира «Отечественная война 1812 года. Основные этапы, события»       

Семинар завершился обсуждением вопросов преемственности развития читательской функциональной грамотности как фактора достижения современного качества образования и воспитания обучающихся. Заслужили внимания участников – приёмы развития читательской грамотности, которые можно использовать как в начальной, так и в основной школе. В качестве рефлексии использовался прием «Все в твоих руках». 


12 апреля 2023 года в МОУ СШ №3 прошел муниципальный семинар-практикум «Формирование финансовой грамотности младших школьников».

С приветственным словом выступила Первушина Е.Е., руководитель ПОС учителей начальной школы «Формирование финансовой грамотности», учитель начальных классов МОУ СШ №3. Ягодкина О.К., к.п.н., методист МУ ДПО «Информационно-образовательный центр», выступила на тему «Финансовая культура детям: инвестиция в успех». Затем участники семинара стали участниками мастер-классов:

  • «Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами сюжетно-ролевой игры «Почта». Сальникова О.Б., учитель начальных классов МОУ СШ №7, Романова О.А., учитель начальных классов МОУ СШ №4 «Центр образования»;
  • «Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами дидактической игры «В магазине». Гаврилова Л.А., учитель начальных классов МОУ СШ №3;
  • «Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивной игры «Банк». Арефьева Е.В., Коннова Л.А., учителя начальных классов МОУ СШ №3. «Формирование финансовой грамотности младших школьников через решение учебной задачи». Елизарова М.В., учитель начальных классов СШ №6, Прокопова П.В., учитель начальных классов СШ лицей №1.
  • «Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами интерактивной игры «Финансовый ресторан», Еловикова У.О., учитель начальных классов СШ №3.

Затем, в актовом зале коллеги поделились своими впечатлениями. Семинар носил практический характер, был содержательным и динамичным. Благодарим руководителя ПОС и учителей, показавших мастер-классы, и всех, кто стал участником итогового мероприятия профессионального обучающегося сообщества учителей начальных классов ОУ Тутаевского МР «Формирование финансовой грамотности» в 2022-2023 учебном году.


28 марта 2023 года в МОУ Константиновская СШ состоялся муниципальный семинар-практикум «Формирование естественнонаучной грамотности у младших школьников «Сказка ложь, да в ней намек…». 

Приказ управления образования и спорта от 17.04.2023 г. №221/03-01-05 "О проведении муниципального семинара-практикума «Формирование естественнонаучной грамотности у младших школьников»"

Более 50 учителей начальных классов школ Тутаевского МР поучаствовали в образовательной сессии «Сказочный маршрут».

Коллеги из МОУ лицей №1, МОУ СШ №3, МОУ СШ №4 «Центр образования», МОУ СШ №6, МОУ СШ №7, МОУ Константиновская СШ, МОУ Левобережная СШ, МОУ «Начальная школа-детский сад №16 «Солнышко», МОУ «Начальная школа-детский сад №24 «Солнышко», взяв за основу русские народные сказки «Царевна-Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Соль» и сказки известных авторов А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Г.Х. Андерсена «Картошка», показали, как можно развивать различные компетенции естественнонаучной грамотности у младших школьников. Благодарим руководителя профессионального сообщества учителей начальных классов «Формирование естественнонаучной грамотности» Харламову С.С. и учителей начальных классов школ района (Зинякову О.Е., Семенову О.М., Никитину Л.В., Маляеву Н.Н., Соловьеву А.Н., Новикову В.И., Смелову О.В., Михайлову О.М., Барышеву А.О., Шишлину О.А., Голубкову М.А., Буканову А.А., Соболеву М.Н.), которые провели содержательные и познавательные мастер-классы, Тихонову Н.В., Горячеву Г.И., Смирнову А.В., учителей Константиновской школы, которые помогали коллегам успешно пройти «сказочный маршрут»


22 марта 2023 года в МОУ СШ №3 Тутаевского МР состоялся семинар «Формирование финансовой грамотности младших школьников», организаторами которого выступили учителя начальных классов МОУ СШ №3. Открыла семинар Первушина Е.Е., руководитель ПОС учителей начальных классов «Формирование финансовой грамотности».

Гаврилова Л.А. показала внеурочное занятие – игру с детьми и родителями по финансовой грамотности «Семейный бюджет». Про игру как средство формирования финансовой грамотности в начальной школе рассказала Коннова Л.А.. Смелова О.В. продемонстрировала активные и интерактивные методы и приёмы формирования финансовой грамотности.

«Фишбоун» – прием, с помощью которого ребенок учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме. Использовать этот приём как средство закрепления изученного материала в рамках урочной и внеурочной деятельности научила коллег Кокина К.А. Лодкина О.Н. представила технологию «лэпбукинга», которую использует для систематизации знаний. Благодарим учителей начальных классов МОУ СШ №3 за представленный опыт.


15 декабря 2022 года в МОУ лицей №1 состоялся семинар «Формирование математической грамотности».

Первая часть семинара проходила в новом для учителей города формате клуба «Pecha Kucha». В ходе работы клуба коллеги поделились опытом своей работы в вопросах формирования математической грамотности учеников начальной школы:

  • «Формирование математической грамотности на уроках математики». Жихарева О.В.,  учитель начальных классов МОУ СШ №7 имени адмирала  Ф.Ф. Ушакова
  • «Формирование математической грамотности младшего школьника средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики». Хицко Е.В., учитель начальных классов МОУ СШ №6
  • «Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности». Худайкулова М.А., учитель начальных классов МОУ СШ №3
  • «Задачки для второклассника. Формирование математической грамотности через использование кейс-технологии». Кондратьева Н.А., учитель начальных классов МОУ Константиновская СШ.

Все вступления были очень интересными, содержательными и достаточно краткими, как того и требовал формат работы клуба. В промежутках между выступлениями Ермакова С.Г., руководитель ПОС «Математическая грамотность», знакомила коллег с мини-играми по математической грамотности, которые можно использовать на разных этапах урока и даже в качестве физкультминуток.

Вторым этапом работы стало открытие Мирового кафе «МаГра», где сначала все участники семинара смогли поделиться своими впечатлениями от выступлений коллег или просто попить кофе. Далее началась групповая работа, в ходе которой учителя МОУ лицей №1 поделились опытом своей работы. Участникам семинара было предложено принять участие в интеллектуальных разновозрастных играх, способствующих развитию математической грамотности. Бердакова А.В. погрузила коллег в тонкости игры  «Математическая Абака».  Ткачева С.А. раскрыла тайны и теоретические основы игры «Математическое лото». Михайлова О.М. работала с коллегами над математическими задачами, связанными с 95-летием нашего лицея, а Соколова И.Г. познакомила всех с основополагающими моментами программы для 1 класса «Учимся, играя», соавтором которой она является.

Коллеги из МОУ начальная школа поселка Заволжье познакомили нас с разработанным Быстровой М.А. и Худайбергеновой А.М. сборником заданий по формированию математической грамотности для 3-4 классов.

В конце семинара коллегам был представлен видеофильм нашей совместной работы, созданный Пономаревой Н.А.. Каждый участник семинара получил буклет с кратким содержанием игр, представленных во время групповой работы. 


29 ноября 2022 года на базе МОУ Константиновская СШ состоялся семинар-практикум ПОС НОО «Формирование естественнонаучной грамотности» по теме «Использование практико-ориентированных заданий для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников».   

Участники семинара посетили внеурочное занятие во 2 классе на тему «Занимательные особенности яблока» (Тихонова Н.В., учитель начальных классов МОУ Константиновская СШ), посмотрели и обсудили  фрагмент видеоурока окружающего мира «Комнатные растения» во 2 классе (Потемина Е.Е., учитель начальных классов МОУ Фоминская СШ), поучаствовали в мастер-классах:

  • «Проведение опыта по предложенному плану (на примере содержания темы «Свойства воды» на уроке окружающего мира во 2 классе)». Смелова О.В., учитель начальных классов МОУ СШ №3
  • «Формирование естественнонаучной грамотности с использованием приёма формирующего оценивания "Ментальная карта"» (Павлова С.И., учитель начальных классов МОУ Константиновская СШ

В ходе работы, педагоги не только наблюдали за процессом формирования естественнонаучной грамотности на открытых уроках и занятиях, но и анализировали их с точки зрения соответствия проверяемым предметным и метапредметным требованиям к результатам обучения младших школьников. Основой для анализа послужили ФГОС НОО и универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир». 

Рефлексия была организована Харламовой С.С., руководителем ПОС ФЕНГ, с помощью приёма «Закончи предложение». Участники отметили, что узнали приёмы, которые помогут им в работе по формированию естественнонаучной грамотности и могут теперь с определённостью сказать, как построят уроки, чтобы достичь поставленной цели. ​


 

26 октября 2022 года в МОУ СШ №6 Тутаевского МР состоялась муниципальная педагогическая конференция «Модерация и активные методы обучения как инструмент формирования читательской грамотности». Мероприятие прошло в рамках работы районного методического объединения учителей начальных классов и профессионального обучающегося сообщества «Формирование читательской грамотности».

В конференции приняли участие 76 учителей начальных классов сельских и городских школ. Открыла конференцию руководитель ПОС «ФЧГ» Крайнова Е.А. Стартом к работе послужил «Киноэпиграф» Семеновой О.М. Просмотр видеоролика «Другие люди» позволил погрузится в процессы осмысления и рассуждения о поступках и характерах героев, задал тон и ритм дальнейшей работы. Затем участникам конференции была предоставлена возможность принять участие в мастер-классах коллег.

Первая линейка:

  • «Развитие читательской грамотности обучающихся при решении текстовых задач». Бузецкая О.Б., МОУ лицей №1
  • «Эффективные приемы формирования читательской грамотности на уроках технологии в начальной школе». Жирнова Е.П., МОУ СШ №7
  • «Как с умом управлять своими деньгами». Кольцова В.В., МОУ СШ №3
  • «Формирование читательской грамотности на основе естественнонаучного текста с использованием приема «Ментальная карта». Павлова С.И., МОУ Константиновская СШ

Вторая линейка:

  • «Использование приема «Шпаргалка» при работе со сплошными текстами». Абалихина Е.Н., МОУ Левобережная СШ
  • «Возможности приёма формирующего оценивания «перевод информации» для решения проектной задачи». Горячева Г.И., МОУ Константиновская СШ
  • «Грамотно читаешь – себя развиваешь». Танешкина Н.А., МОУ СШ №4 «ЦО»
  • «Формирование читательской грамотности средствами музея». Шаверова С.А., МОУ Фоминская СШ

После серьезного погружения в работу расслабиться и получить новые знания позволила «Круговая игротека». Коллеги МОУ СШ №6 показали, как в игровой форме, интересно, весело и эффективно можно развивать читательскую грамотность, развивать память, увеличивать словарный запас, находить нужную информацию при ответе на конкретный вопрос, доказывать и аргументировать свой выбор:

  • «Игра на своём и чужом поле», Вахнина О.Ф.
  • «Метод ассоциаций», Зинякова О.Е.
  • «Карточная Разминка», Крайнова Е.А.
  • «Выбор», Лапшина И.В.

«Впрок на урок» – полезные лайфхаки от учителей сельских школ продемонстрировали:

  • Викленко М.В., «Начальная школа – детский сад №16 "Солнышко"». Тема «Приёмы сингапурской технологии»
  • Гущина О.Р., Шадрина С.В., МОУ Ченцевская СШ. Тема «От антиципации к смысловому чтению»
  • Орлова Ж.И., МОУ Великосельская ОШ. Тема «Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка при работе над темой «Слово. Предложение. Текст».

«Открытый микрофон» позволил подвести итоги конференции. Коллеги поделились своими впечатлениями, пожеланиями, обозначили среднесрочные перспективы.


13 октября 2022 года состоялась очередная образовательная сессия для учителей начальных классов МОУ СШ №6 по теме «Подбор учебных задач, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников», в рамках реализации проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности младших школьников

Учителя работали с таксономией учебных задач (по Д.Толлингеровой), анализировали содержание задач, распределяли согласно уровням токсации, проводили корректировку формулировок.

Состоялось планирование проведения открытых уроков.

    


12 октября 2022 г. на базе МОУ лицей №1 состоялось заседание муниципальной рабочей группы по подготовке к переходу на обновлённый ФГОС СОО.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обновление ФГОС СОО: ключевые изменения. Семёнова Т.Ю., заместитель директора МОУ СШ №6, координатор муниципальной сети (.pdf)
  2. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ. Козина Е.Н., директор МУ ДПО «ИОЦ» (.pdf)
  3. Групповая работа по планированию деятельности рабочей группы на 2022-2023 учебный год.

29 апреля 2022 года в рамках работы ПОС «Формирование математической грамотности» в МОУ лицее №1 прошел семинар «Педагогические технологии формирования и развития математической грамотности», в нем приняли участие 17 педагогов из школ города.

В ходе работы данного семинара учителя получили возможность посетить уроки математики в 3 и 4 классах, на которых увидели активную работу учеников начальной школы и приемы организации уроков по формированию и развитию математической грамотности. Ребята третьего класса погрузились в проблему создания джойстика для квадрокоптера и рассчитали его стоимость. А у четвероклассников приближается выпускной, и они, по просьбе родителей, составляли смету предстоящих расходов. (Повторение по теме «Умножение двузначного на однозначное число. Способы конструирования», Смирнова О. В., «Решение практико-ориентированной задачи. Составление сметы для проведения выпускного в 4 классе», Ткачёва С. А.).

Творческая активность учителей позволила ребятам не только закрепить полученные знания в области математики, но и решить насущные жизненные вопросы. Бердакова А. В., Бузецкая О.Б. и Ермакова С. Г. поделились с коллегами практическими и теоретическими материалами в данном направлении, показали наглядно некоторые методы и приемы работы. Хочется отметить, что данный семинар позволил увидеть не только положительные стороны нашей работы, но  и  обозначил новые вопросы, над которыми нам предстоит продолжить работу.

Выражаем огромную благодарность всем участникам семинара!


21 апреля 2022 года в рамках методической работы района и в соответствии с планом работы ПОС учителей начальных классов «Формирование финансовой грамотности» в МОУ СШ №3 прошел семинар «Развитие финансовой грамотности во внеурочной деятельности обучающихся начальной школы». В семинаре приняли участие 35 педагогов ОУ Тутаевского МР.

Учителя СШ №3 представили свой опыт по формированию финансовой грамотности у обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности. Колохматова С.С. провела деловую игру «Мы ребята деловые», направленную на применение знаний на практике. Ученики Лодкиной О.Н., используя групповую форму работы осваивали тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы». Смелова О.В., Гаврилова Л.А., Герасимова У.О. рассказали об используемых программах, направленных на развитие финансовой грамотности. Данное мероприятие показало общую заинтересованность педагогов района по данной теме. Семинар носил практическую направленность и прошёл в рабочей, продуктивной обстановке.


Повышение квалификации по программе "Реализация требований обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО в работе учителя"

С 28 по 30 марта 120 педагогов Тутаевского муниципального района, которые планируют с сентября 2022 года преподавать в первых классах и 5 классах математику, русский язык, историю, биологию и физическую культуру, прошли повышение квалификации по программе "Реализация требований обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО в работе учителя". Обучение организовано было на базе МОУ СШ №3, №6 и Левобережной школы.

Занятия с учителями начальных классов школ провела Глебова Марина Вадимовна, преподаватель Рыбинского педагогического колледжа. С педагогами основной школы работали члены регионального методического актива, в составе которого учителя лицея №1, СШ №6, 7, Константиновской и Фоминской школ и методисты ИОЦ. 

В первый день педагоги изучили обновленные стандарты, их методологию, отличия от действующих ФГОС,  примерили на себя роль ученика, родителя, разработчика УМК, эксперта. Обучение было организовано в различных активных формах работы, которые педагоги могут перенести в свою деятельность.

29 и 30 марта учителя проанализировали учебники на соответствие обновленным стандартам, находили в них задания, формирующие у обучающихся метапредметные результаты, научились разрабатывать учебные задания и проектировать занятия, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Важным тактом курсов стала работа с «Конструктором рабочих программ» на портале Единое содержание общего образования, в котором педагоги 1 и 5 классов разработали свои рабочие программы на 2022-2023 учебный год.

Члены методактива сделали всё, чтобы учителя, успешно прошедшие обучение на курсах, смогли организовать образовательную деятельность в новом учебном году с учетом требований обновленных ФГОС.


Семинар «Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности школьников: практико-ориентированное обучение»

В рамках регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности младших школьников» методическое объединение учителей начальных классов средней школы №6 провели on-line семинар «Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности школьников: практико-ориентированное обучение». Материалы семинара.

Вахнина Ольга Фёдоровна, заместитель директора МОУ СШ №6, поделилась опытом работы педагогов по подбору практико-ориентированных задач согласно подходам к формированию функциональной грамотности школьников.

      

На семинаре присутствовали 40 педагогов — это учителя из СОШ № 60, №49, №44, №28 г. Ярославля, СОШ №12 имени П.Ф. Дерунова и СОШ №32 г. Рыбинска, и СОШ N6 г. Тутаева.


Семинар-практикум «Готовность руководителей и педагогов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»

11 января 2022 года сотрудники МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» провели семинар-практикум по теме «Готовность руководителей и педагогов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся» для ответственных по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях Тутаевского МР.
Участники семинара познакомились со статистикой использования педагогами района банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся, в организованном практикуме изучили структуру создания и проведения оценочного мероприятия для обучающихся на сайте РЭШ, приняли участие в обсуждении результатов мониторинга готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.


Координационный совет "Формирование и оценка функциональной грамотности"

31 января 2022 года прошёл Координационный совет по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных учреждений Тутаевского муниципального района. 

Повестка мероприятия:

  • Организация деятельности Координационного совета. О.Я. Чеканова, директор Департамента образования Администрации Тутаевкого МР 
    • Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 21.01.2022 №40/01-10 "О создании Координационного совета" (.pdf). 
      • Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 03.02.2022 №73/01-10 "О внесении изменений в Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 21.01.2022 №40/01-10 "О создании Координационного совета" (.pdf).
  • Реализация муниципального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 год (.pdf). Т.А. Белова, главный специалист отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Администрации Тутаевкого МР
  • Готовность образовательных учреждений к формированию функциональной грамотности обучающихся (.pdf 1, .pdf 2). С.П. Исакова, заместитель директора МУ ДПО "ИОЦ".
  • Опыт работы методического объединения учителей начальных классов МОУ СШ №6 по формированию функциональной грамотности младших школьников. О.Ф. Вахнина, заместитель директора МОУ СШ №6 (.pdf).
  • Опыт работы методического объединения учителей математики МОУ лицей №1 по формированию функциональной грамотности на уроках математики в основной школе. О.Н. Мулюкова, руководитель РМО учителей математики, учитель математики МОУ лицей №1 (.pdf).

Решение Координационного совета