ТЕМА ПРОЕКТА
«Социальный капитал образовательной организации»
Эффективность деятельности образовательной организации зависит в первую очередь от людей, которые в ней работают. И даже не столько от профессионализма каждого конкретного работника, сколько от того, как организовано взаимодействие между ними. К.М. Ушаков |
План реализации проекта на 2015 г. (.xls) План реализации проекта на 2016 г. (.xls) |
С целью определения уровня социального капитала образовательной организации, понимания всеми работниками организации типа профессионального взаимодействия, оценки наличия проблем и выработки путей их решения с октября 2014 г. четырнадцать образовательных учреждений Тутаевского МР принимают участие в проекте «Социальный капитал образовательной организации». (ПРОЕКТ Приказа ДО АТМР)
С 20.10.2014 г. по 19.12.2014 г. восемь школ (лицей №1, СШ №3, 4 «ЦО», 6, 7 им. адм. Ф. Ушакова, Константиновская и Фоминская СШ, а также Емишевская ОШ) и шесть детских садов (№5 «Радуга», №6 «Ягодка» № 11 «Колокольчик», №12 «Полянка», № 14 «Сказка», №27 «Цветик-семицветик») района прошли обучение в Учебном центре «Специалист» г. Ярославля. Проект «Социальный капитал образовательной организации» реализуется в рамках сотрудничества холдинга «Первое сентября» («Журнал руководителя управления образованием»; журнал «Директор школы»; газета «Первое сентября», АНО «Образовательный квартал») и Учебного центра «Специалист» г. Ярославля.
В настоящее время основная идея развития кадрового потенциала системы образования не столько вложение в человеческий капитал (повышение квалификации кадров), сколько повышение уровня социального капитала (развитие эффективного профессионального взаимодействия).
В нашем районе работа по повышению социального капитала строится по 4 уровням:
- первый уровень – уровень системы образования ТМР;
- второй уровень – уровень ОУ (укрепление профессиональных связей между педагогами в ОУ);
- третий уровень – уровень РМО (укрепление профессиональных связей между педагогами РМО);
- четвёртый уровень – уровень профессиональных дуэтов (например, укрепление профессиональных связей между наставниками и молодыми специалистами).
Уровень системы образования ТМР
Февраль 2015 г.
Лидеры – это интереснейшие люди с богатым педагогическим, управленческим, личным жизненным опытом, огромным потенциалом, желанием делиться тем, что они наработали. |
Тьюторами проекта проведён семинар "Подходы к развитию социального капитала ОО" (Департамент образования АТМР), на котором обсуждались вопросы анализа результатов анкетирования педагогов ОУ и пути решения выявленных проблем. Фотоотчёт
Октябрь 2015 г.
На базе «ИОЦ» состоялось совещание-консультация с лидерами образования района – победителями и призёрами конкурсов профессионального мастерства муниципального и регионального этапов «Учитель года России» и «Воспитатель года России» в разные годы. На совещании-консультации обсуждались вопросы, связанные с позицией и миссией лидера с точки зрения повышения социального капитала.
22 октября 2015 г.
На базе Константиновской СШ состоялся педагогический субботник «Профессиональное лидерство как ресурс повышения социального капитала образовательного пространства района». В рамках педагогического субботника были представлены доклады, связанные с теоретическим обоснованием понятия социальный капитал ОО, а также опытом работы района по данному направлению, в том числе, опытом Константиновской школы ( Программапедагогического субботника)
Приглашаем ОУ района к обсуждению плана работы по Проекту на 2017 год.
Уровень образовательных учреждений
Ноябрь 2016 г.
В ноябре 2016 г. состоялся семинар "Социальный капитал организации: управление развитием», в котором приняли участие руководители МДОУ № 5 "Радуга", №6 "Ягодка", № 11 "Колокольчик", МОУ СШ №6.
Манокина Елена Викторовна, директор СШ №6. |
Управление процессом развития педагогов в условиях образовательного учреждения (.ppt) |
|
Ледяева Елена Владимировна, заведующий МДОУ №6 «Ягодка» |
Развитие социального капитала дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО (.ppt) |
|
Чистякова Ирина Геннадьевна, заведующий МДОУ №5 «Радуга» | Лаборатория непрерывных улучшений (.ppt) | |
Сабаканова Алёна Сергеевна, психолог, Дмитриева Раиса Юрьевна, ст. воспитатель МДОУ №11 «Колокольчик» | Социальный капитал. Из опыта работы МДОУ № 11 «Колокольчик» (.ppt) |
Декабрь 2015 г.
В ноябре 2016 г. состоялся семинар "Социальный капитал организации: управление развитием», в котором примут участие руководители МДОУ № 5 "Радуга", №6 "Ягодка", № 11 "Колокольчик", МОУ лицей № 1, СШ №6. |
Муниципальный семинар "Год в Проекте. Что изменилось?", на котором участники проекта поделились опытом и ответили на вопросы: «Насколько актуально участие ОУ района в данном Проекте, с точки зрения качественного повышения квалификации педагогов, созданий условий для непрерывного обучения?» и «Можно ли считать полученные в ходе работы в Проекте результаты анкетирования инструментом для развития кадрового потенциала педагогов района?»
Апрель 2016 г.
Муниципальный семинар "Доверие – основа профессиональных связей. Из опыта работы", на котором обсуждался вопрос повышения горизонтального и вертикального доверия и подводились промежуточные итоги работы образовательных учреждений района в Проекте.
Гаврилова Регина Николаевна, директор МОУ СШ №4 «Центр образования» |
Повышение социального капитала образовательной организации. Из опыта работы МОУ СШ №4 «Центр образования» (.ppt) |
|
Махалова Татьяна Владимировна, заведующий МДОУ №27 «Цветик-семицветик» |
Коучинг: сопровождение деятельности начинающих воспитателей. Из опыта работы МДОУ №27 «Цветик-семицветик» (материалы .zip) |
|
Касьянова Наталья Вячеславовна, заведующий МДОУ №12 «Полянка» ТМР» |
Решение проблемы профессионального одиночества. Из опыта работы МДОУ №12 «Полянка» ТМР (материалы .zip) |
|
Грачёва Наталья Алексеевна, МОУ СШ №3 |
Доверие-основа профессиональных связей. Из опыта работы МОУ СШ №3 (материалы .zip) |
|
Паутова Любовь Борисовна, МОУ Емишевская ОШ |
Образование как результат коллективных действий. Из опыта работы МОУ Емишевская ОШ (.doc) |
|
Сапегина Елена Анатольевна, МОУ СШ №7 им. адм. Ф.Ф. Ушакова |
Доверие – основа профессиональных связей. Из опыта работы МОУ СШ №7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова: участие педагогического коллектива в реализации общешкольных проектов (.ppt) |
|
Руденко Рида Григорьевна, заведующий МДОУ №14 «Сказка» |
Сотрудничество и доверие. Из опыта работы МДОУ №14 «Сказка». Программа «Развитие профессионального сотрудничества как условие повышения уровня социального капитала МДОУ №14 «Сказка» (материалы .zip) |
Уровень РМО
Доверие между сотрудниками образовательной организации, реализуемое на его основе профессиональное взаимодействие и складывающиеся в ходе такого взаимодействия сети профессиональных связей, являются теми условиями, которые обеспечивают доступ к качественному образованию. К.М.Ушаков |
Сентябрь 2015 г.
Заседание методического актива РМО учителей-предметников, на котором рассматривался вопрос о социальном капитале ОО. Участниками заседания было принято решение организовать анкетирование педагогов РМО учителей-предметников. Цель анкетирования – выявление уровня социального капитала РМО. В ноябре 2015 г. в
рамках заседаний РМО учителей-предметников в анкетировании приняли участие более 200 педагогов.
Февраль 2016 г.
Заседание методического актива руководителей РМО учителей-предметников, на котором обсуждались результаты анкетирования педагогов и пути повышения социального капитала РМО.
Март 2016 г.
На заседании методактива руководителей РМО учителей-предметников был рассмотрен вопрос, касающийся командообразования. В интерактивной форме был представлен материал по тимбилдингу, а также проведён тренинг, задания и упражнения которого были направлены на повышение доверия педагогов друг к другу.
Ноябрь 2016 г.
2 ноября 2016 г. (осенние каникулы) запланировано проведение Дня неформального общения педагогов РМО «Мы – одна команда!». ПОЛОЖЕНИЕ
Цель: активизация деятельности районных методических объединений педагогов и повышение социального капитала РМО.
Задачи:
- выявить наиболее творчески работающие РМО;
- оптимизировать общение педагогов;
- укрепить профессиональные связи между педагогами.
В программе Дня неформального общения запланировано оригинальное представление РМО:
- видеоролик с флешмобом педагогов РМО или оригинальная общая фотография педагогов РМО;
- продукт совместного творчества (фотоальбом, сборник, макет и т.п.) с учётом специфики РМО;
- мультимедийная или творческая презентация РМО «Наши увлечения».
Приглашаем педагогов к участию.
Уровень профессиональных дуэтов
Январь-март 2015 г.
В марте 2017 г. состоялся конкурс «Профессиональный дуэт – 2017». Приглашаем молодых специалистов и их наставников принять участие. |
В рамках Проекта состоялся конкурс среди молодых педагогов и их наставников «Профессиональный дуэт – 2015», в котором приняли участие 12 дуэтов из 9 образовательных учреждений ТМР. Абсолютным победителем конкурса стал дуэт из лицея №1. Цель конкурса – укрепление профессиональных связей между молодым специалистом и его наставником. Конкурс получил положительный отклик педагогической общественности.
Январь – март 2016 г.
По инициативе МУ ДПО «ИОЦ» при поддержке Департамента образования АТМР в рамках направления работы с молодыми специалистами и участия образовательных учреждений района в проекте «Социальный капитал образовательной организации» состоялся муниципальный фестиваль «Я – наставник».
Цель Фестиваля: развитие института наставничества в образовательных организациях.
Задачи:
- раскрыть социально-личностный потенциал участников Фестиваля;
- повысить методический уровень молодых специалистов ОУ через участие их в мастер-классах, проводимых наставниками;
- укрепить профессиональные связи молодых специалистов с их наставниками.