Меню сайта

          

Андрагогика – искусство и наука помощи взрослым в обучении

Понятие образование взрослых охватывает собой весь комплекс непрерывных процессов обучения: как формального, так и весь спектр его неформальных форм и видов (включая наставничество), благодаря которым взрослые люди развивают свои способности, формируют новые компетенции, повышают профессиональное мастерство.

                                                                       Особенности обучения взрослых

Составляющие обучения

Педагогика

Андрагогика

Самоконцепция

Зависимость

Самопределение

Опыт

Незначительный

Разносторонний

Готовность

Биологическое развитие, социальное давление

Задачи развития общественных ролей

Временная перспектива

Отсроченное применение

Немедленность применения

Ориентация на обучение

Центр на предмете

Центр на проблеме

Информационные источники по теме:

   Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей.

  Андрагогика: почему взрослых нужно обучать по-другому.

  Чупина В. А. Андрагогические смыслы деятельности наставника в системе непрерывного профессионального развития / Е В. А. Чупина // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27) : Психология. Педагогика. – С. 115– 122.

  Особенности обучения взрослых: модели Колба и Фрая, Бандуры, Ноулза, Хони и Мамфорда (тренды корпоративного обучения)

В свете проблем обучения взрослых людей особую популярность приобрела циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации, предложенная Дэвидом Колбом.

Согласно теории Д. Колба цикл обучения взрослого человека состоит из четырех последовательных этапов:

 
  1. Конкретный опыт. В процессе любой деятельности человек получает практический опыт, и это запускает процесс обучения.
  2. Рефлексивное наблюдение. Получив опыт, он обдумывает и оценивает собственные действия.
  3. Абстрактная концептуализация. После этого делает выводы, систематизирует полученную информацию, использует дополнительные материалы по теме, которые помогают лучше в ней разобраться.
  4. Активное экспериментирование. Сделанные выводы применяет на практике, получая в результате новый опыт — и цикл запускается заново.

На каждом этапе требуются разные ментальные установки. Причем у любого человека присутствуют все (иначе цикл бы не замыкался), но некоторые из них развиты гораздо лучше. Именно это определяет стиль обучения, который предпочитает конкретный человек/который ему в большей степени подходит.

Очень удобен для методистов, организаторов внутрифирменного обучения, наставников, для самообразования педагога вариант этой теории/модели, доработанный Питером Хони и Аланом Мамфордом.

Предлагаем тест Хони и Мамфорди «Ваш стиль обучения» и алгоритм работы и ним:

  1. Скачайте и распечатайте первую часть теста, состоящую из вопросов. Следуйте инструкции. Часть 1. Вопросник.
  2. Перенесите выбранные позиции вопросника в шкалу подсчета очков, предварительно скачав и распечатав следующий файл: Часть 2. Подсчет очков.  
    Подсчитайте количество баллов в каждом столбце.
  3. Ознакомьтесь с выводами на основе полученных результатов. Часть 3. Выводы «Ваш стиль обучения»

Можно выстроить графический профиль для одного или нескольких человек. Профиль «Ваш стиль обучения»


 

Дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) "Наставник как навигатор профессионального развития педагога"

В настоящее время наставничество является востребованной и актуальной практикой в социальной и образовательной сферах. Являясь кадровой технологией, наставничество обладает преимуществом в том, что дает возможность обучения непосредственно в организации или в ином профессиональном объединении.

17 января 2023 года  был дан старт реализации ДПП  "Наставник как навигатор профессионального развития педагога". 30 педагогов дошкольного, основного и дополнительного образования Тутаевского МР начали обучение по программе.

Обучение наставников является важным этапом в дальнейшей реализации модели наставничества, так как именно наставник является носителем профессиональных, личностных компетенций, которые необходимы наставляемому.

  • Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. (Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»)
  • Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. (Совместное сопроводительное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 №АЗ-1128/08/657 к Методическим рекомендациям по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях

В процессе программы наставники изучили нормативные основы наставничества и узнали о Государственной политике в области наставничества в РФ; проанализировали свои ресурсы и составили портрет наставника; разобрали возможные модели наставничества; познакомились с основами андрагогики. Прожили каждый шаг алгоритма работы наставника и утвердили Кодекс наставника.