Меню сайта

          

Мастерская куратора

Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 утверждена Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (.pdf).

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.Текст Методологии в полной авторской версии.

Система наставничества – комплекс мер, которые компания/организация обязана предпринять, чтобы обеспечить качественную подготовку наставников и в определенной степени гарантировать эффективность их работы.

Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:

  • социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
  • элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
  • составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.               

  Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников 
в образовательных организациях
(.pdf)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (п.33 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.). Справа представлено содержание данного документа.

В ряде субъектов РФ в целях достижения сквозного результата «Разработана целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» федеральных проектов составлены методические рекомендации «Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях».

Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В. Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 1 электрон. опт. диск (DVD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdfфайлов. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-503-00417-5. Учебное электронное издание

Основные этапы внедрения (применения) и реализации  системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации

Этап

Содержание деятельности

Документы

Подготовительный этап

Подразумевает:

- обеспечение нормативного правового оформления внедрения системы (целевой модели) наставничества, организационно-методическое и информационно-методическое обеспечение процесса реализации системы (целевой модели) наставничества;

К документам, регламентирующим наставническую деятельность в образовательной организации, можно отнести следующие (примерный перечень).

1. Локальные акты образовательной организации:

– Приказ о внедрении целевой модели наставничества (приложение 1 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 51);

– Приказ о назначении куратора и наставников внедрения целевой модели наставничества (приложение 2 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 53);

– Приказ об утверждении Положения о наставничестве, реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта (приложение 3 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf  страница 54);

– Приказ о формировании наставнических пар (приложение 4 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf  страница 55).

2. Информационно-методическое сопровождение работы педагога-наставника

– Диагностический инструментарий (анкеты).

– Индивидуальный план работы наставника (на примере работы с молодым педагогом). (приложение 10 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 73).

 – Индивидуальные планы пар (на примере пар «ученик – ученик»).

– Индивидуальные планы пар (на примере пар «работодатель – ученик»).

– Заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого педагога.

– Заключение по итогам работы пар (на примере пар «ученик – ученик»).

– Согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.

3. Информационно-методическое сопровождение

Для методического сопровождения наставников возможно ведение журнала наставника, который разрабатывается самостоятельно в образовательной организации. Структура журнала наставника закрепляется положением, принятым в образовательной организации. Рекомендуется отразить в журнале следующие позиции: формат и форму встречи; цель встречи, содержание, результат.

 Данный документ поможет наставнику организовать работу, а куратору -проконтролировать ее (приложение 11 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 78).

4. Информационно-методическое сопровождение наставничества в образовательной организации заместителем директора по УВР включает в себя информационно-аналитическую справку о работе системы наставничества в образовательной организации.

С учетом приведенного примерного перечня образовательная организация разрабатывает и утверждает соответствующие локальные акты, регулирующие процесс наставничества с учетом специфики профиля и деятельности организации.

- информирование педагогического коллектива о подготовке к внедрению системы (целевой модели) наставничества;

 

формирование совета наставников и выборы/назначение куратора, отвечающего за реализацию персонализированных программ наставничества;

Совет наставников может быть создан в иной форме (методическое объединение наставников), но в любом случае наделяется определенными полномочиями.

Есть практика, когда в учреждении назначаются три куратора (куратор  наставничества по форме «педагог-педагог», куратор по форме «педагог-ученик», куратор по форме «ученик-ученик»). Деятельность кураторов в таком случае регулируется координатором наставнической деятельности.

- разработку дорожной карты по реализации системы наставничества в ОУ

Примерный вариант дорожной карты (страница 79).

https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf

Основной этап

Включает:

- формирование баз: наставляемых и  потенциальных наставников;

- определение пар наставник-наставляемый;

- организацию непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого в рамках реализации персонализированной программы наставничества через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные), взаимное обогащение профессиональным опытом и наращивание компетенций с привлечением в том числе ресурсов социального партнерства.

Примерная форма базы наставляемых и базы потенциальных наставников: https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf

(Страница 63).

 

Презентация «Персонализированная программа наставничества (ППН)» Е.Е. Сасариной, ст. преподавателя ЦМППМ ГАУ ЯО ИРО (.pdf)  

Шаблон 1 ППН (.pdf).

Шаблон 2 ППН (.pdf).

Заключительный этап

Направлен:

- на мониторинг результатов внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества, рефлексию (саморефлексию);

- поощрение наставников и наставляемых, которые добились существенных профессиональных успехов;

- диссеминацию лучшего опыта;

- планирование при необходимости следующих этапов развития системы наставничества с учетом имеющегося опыта и новых задач, запросов от наставляемых

Мониторинг внедрения (применения) понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о результатах внедрения системы (целевой модели) наставничества и(или) отдельных ее элементов.

 Основные направления данного мониторинга заключаются в оценке качества процесса реализации персонализированных программ наставничества, в оценке личностно-профессиональных изменений наставника и наставляемого (мотивационно-личностные характеристики, наращивание компетенций, профессиональный рост, социальная активность, динамика образовательных результатов обучающихся).

 Мониторинг личностных и профессиональных характеристик участников системы наставничества проводится на всех этапах внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества.

Мониторинг профессиональных и личностных изменений (приращений) наставляемых, эффективности деятельности наставников могут проводить куратор и члены методического объединения наставников.

Формы фиксации результатов мониторинга и их содержание вырабатывается в образовательном учреждении под конкретные пары в зависимости от того, какие проблемы разрешаются с помощью наставнической деятельности.

 Апгрейд завуча

  1. Положение о программе наставничества (.doc)
  2. Сборник документов. Дорожная карта, программа , приказ положения.Наставничество (.docx)
  3. Документация наставника (.docx)
  4. Манифест наставника (.pdf)
  5. Методические рекомендации при формировании базы наставников (.pdf)
  6. Дневник наставника (заполненный образец) (.docx)
  7. Отчет наставника (заполненный образец) (.docx)
  8. Примерная форма портфолио наставника и куратора) .docx
  9. Образец протокола рассмотрения кандидатуры в наставники (.docx)