Меню сайта

          

Мастерская куратора

Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 утверждена Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (.pdf).

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.Текст Методологии в полной авторской версии.

Система наставничества – комплекс мер, которые компания/организация обязана предпринять, чтобы обеспечить качественную подготовку наставников и в определенной степени гарантировать эффективность их работы.

Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:

  • социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
  • элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
  • составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.               

  Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников 
в образовательных организациях
(.pdf)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (п.33 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.). Справа представлено содержание данного документа.

В ряде субъектов РФ в целях достижения сквозного результата «Разработана целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» федеральных проектов составлены методические рекомендации «Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях».

Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В. Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 1 электрон. опт. диск (DVD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdfфайлов. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-503-00417-5. Учебное электронное издание

Основные этапы внедрения (применения) и реализации  системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации

Этап

Содержание деятельности

Документы

Подготовительный этап

Подразумевает:

- обеспечение нормативного правового оформления внедрения системы (целевой модели) наставничества, организационно-методическое и информационно-методическое обеспечение процесса реализации системы (целевой модели) наставничества;

К документам, регламентирующим наставническую деятельность в образовательной организации, можно отнести следующие (примерный перечень).

1. Локальные акты образовательной организации:

– Приказ о внедрении целевой модели наставничества (приложение 1 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 51);

– Приказ о назначении куратора и наставников внедрения целевой модели наставничества (приложение 2 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 53);

– Приказ об утверждении Положения о наставничестве, реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта (приложение 3 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf  страница 54);

– Приказ о формировании наставнических пар (приложение 4 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf  страница 55).

2. Информационно-методическое сопровождение работы педагога-наставника

– Диагностический инструментарий (анкеты).

– Индивидуальный план работы наставника (на примере работы с молодым педагогом). (приложение 10 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 73).

 – Индивидуальные планы пар (на примере пар «ученик – ученик»).

– Индивидуальные планы пар (на примере пар «работодатель – ученик»).

– Заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого педагога.

– Заключение по итогам работы пар (на примере пар «ученик – ученик»).

– Согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.

3. Информационно-методическое сопровождение

Для методического сопровождения наставников возможно ведение журнала наставника, который разрабатывается самостоятельно в образовательной организации. Структура журнала наставника закрепляется положением, принятым в образовательной организации. Рекомендуется отразить в журнале следующие позиции: формат и форму встречи; цель встречи, содержание, результат.

 Данный документ поможет наставнику организовать работу, а куратору -проконтролировать ее (приложение 11 https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf страница 78).

4. Информационно-методическое сопровождение наставничества в образовательной организации заместителем директора по УВР включает в себя информационно-аналитическую справку о работе системы наставничества в образовательной организации.

С учетом приведенного примерного перечня образовательная организация разрабатывает и утверждает соответствующие локальные акты, регулирующие процесс наставничества с учетом специфики профиля и деятельности организации.

- информирование педагогического коллектива о подготовке к внедрению системы (целевой модели) наставничества;

 

формирование совета наставников и выборы/назначение куратора, отвечающего за реализацию персонализированных программ наставничества;

Совет наставников может быть создан в иной форме (методическое объединение наставников), но в любом случае наделяется определенными полномочиями.

Есть практика, когда в учреждении назначаются три куратора (куратор  наставничества по форме «педагог-педагог», куратор по форме «педагог-ученик», куратор по форме «ученик-ученик»). Деятельность кураторов в таком случае регулируется координатором наставнической деятельности.

- разработку дорожной карты по реализации системы наставничества в ОУ

Примерный вариант дорожной карты (страница 79).

https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf

 

Основной этап

Включает:

- формирование баз: наставляемых и  потенциальных наставников;

- определение пар наставник-наставляемый;

- организацию непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого в рамках реализации персонализированной программы наставничества через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные), взаимное обогащение профессиональным опытом и наращивание компетенций с привлечением в том числе ресурсов социального партнерства.

Примерная форма базы наставляемых и базы потенциальных наставников: https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf

(Страница 63).

 

Презентация «Персонализированная программа наставничества (ППН)» Е.Е. Сасариной, ст. преподавателя ЦМППМ ГАУ ЯО ИРО (.pdf)  

Шаблон 1 ППН (.pdf).

Шаблон 2 ППН (.pdf).

Заключительный этап

Направлен:

- на мониторинг результатов внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества, рефлексию (саморефлексию);

- поощрение наставников и наставляемых, которые добились существенных профессиональных успехов;

- диссеминацию лучшего опыта;

- планирование при необходимости следующих этапов развития системы наставничества с учетом имеющегося опыта и новых задач, запросов от наставляемых

Мониторинг внедрения (применения) понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о результатах внедрения системы (целевой модели) наставничества и(или) отдельных ее элементов.

 Основные направления данного мониторинга заключаются в оценке качества процесса реализации персонализированных программ наставничества, в оценке личностно-профессиональных изменений наставника и наставляемого (мотивационно-личностные характеристики, наращивание компетенций, профессиональный рост, социальная активность, динамика образовательных результатов обучающихся).

 Мониторинг личностных и профессиональных характеристик участников системы наставничества проводится на всех этапах внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества.

Мониторинг профессиональных и личностных изменений (приращений) наставляемых, эффективности деятельности наставников могут проводить куратор и члены методического объединения наставников.

Формы фиксации результатов мониторинга и их содержание вырабатывается в образовательном учреждении под конкретные пары в зависимости от того, какие проблемы разрешаются с помощью наставнической деятельности.