Меню сайта

                 

ТЕМА ПРОЕКТА

Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов

Мероприятия


Строим траекторию движения

12 апреля 2018 года в г.Тутаеве на базе МОУ СШ №6 состоялась межмуниципальная практическая конференция «Педагогические стратегии улучшения качества преподавания в школе» (Программа), организаторами которой стали сотрудники кафедры начального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», методические службы Гаврилов-Ямского, Даниловского, Угличского, Тутаевского, Некоузского муниципальных районов.
В конференции приняли участие 150 педагогов Ярославской области.

С приветственным словом к участникам конференции выступили:

  • Оксана Яковлевна Чеканова, директор Департамента образования администрации Тутаевского МР,
  • Владимир Борисович Головяшкин, начальник Управления образования Даниловского МР,
  • Мильтоп Ирина Николаевна, начальник отдела образования администрации Некоузского МР,
  • Лариса Владимировна Лемехова, руководитель ММЦ Угличского МР.

           

Старт конференции дала Ольга Вячеславовна Тихомирова, заведующий кафедрой начального образования ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Особое внимание Ольга Вячеславовна обратила на ключевую миссию общего образования «…обеспечить не просто преподавание для всех, но и сделать так, чтобы все дети действительно учились» (Ричард ДюФор). А данное смещение – от фокуса преподавания к фокусу обучения – глубоко влияет на деятельность всей школы. Педагогический коллектив делает выбор образовательной стратегии.

Практической частью конференции стала работа пяти кластеров «Образовательная со-бытийность», «Формирующее оценивание», «Смысловое чтение», «Индивидуализация образовательного процесса», «Развитие критического мышления» и круглый стол «Педагогические стратегии: как перейти от частного к общему и от общего к новому частному?»

Организаторами и ведущими кластера «Критическое мышление» были педагоги Тутаевского муниципального района.

Погружение в тему провели Юдина О.А., учитель английского языка МОУ СШ №4 «Центр образования», Крайнова Е.А., учитель начальных классов и Вахнина О.Ф., заместитель директора МОУ СШ №6. Они рассказали, почему выбрали данное направление работы, как его реализуют,представили результаты.

Вторую часть работы кластера «Чертим траекторию движения» (Игротека) открыло видеообращение Бородкиной Н.В., доцента кафедры начального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». Наталья Вячеславовна поделилась мыслями о значимости формирования критического мышления у детей. В своей речи она опиралась на основы и мысли Грегори Бейтсона (британо-американский антрополог, учёный, исследователь вопросов социализации, лингвистики, кибернетики, работы которого затрагивают широкий спектр дисциплин) и Эвальда Васильевича Ильенкова (советский философ).

Участники составили денотатный граф о критическом мышлении.

Елена Владимировна Моделкина, учитель математики, и Марина Юрьевна Тихомирова, заместитель директора, учитель химии МОУ СШ № 4 «Центр образования» провели урок на формирование компетенций: критического мышления, коммуникации, креативности и кооперации.

Модель учебной ситуации была представлена рассказом об одном из течений в искусстве, супрематизме, основателем которого считается Казимир Малевич. Это направление основывается на геометризме и чёткости отображения фигур и объектов.

Заданием для работы в группах стало: Создайте  картину "Критическое мышление" в стиле супрематизма и вычислите её площадь, чтобы узнать расход краски для производства данных картин.

Каждая группа презентовала свою работу и способ нахождения площади.

О том, как проходила работа в группе, рассказали педагоги, которые заполняли «Лист наблюдений за деятельностью участников группы».

В ходе работы участники группы сплотились, поэтому следующий этап «Проектируем урок» прошёл продуктивно. Каждой группе нужно было спроектировать сценарий урока. Основным словом для легенды (введения учебно-практической задачи) было задано ведущим этапа (Исакова С.П.) – это слов «море».

Для работы группы модераторы подобрали материалы, которые соответствовали разным ассоциациям к слову «море»: море событий, море звуков, море товаров, море как географический объект, море – это глубина, это «много» и т.д.

Каждая группа представила сценарий урока, причём, не было повторения тем («Разнообразие звуков в разных жанрах искусства», «Результаты политики Петра I – это благо или проблема для России?», «Выбираем маршрут  путешествия», «Космос: от истоков до глобальных проблем».)

Модераторами групп были педагоги Лицея №1 и СШ № 4 «ЦО» К.О. Башилова, учитель истории и обществознания, А.В. Бердакова, зам. директора, И.В. Данилова, учитель географии, С.Г. Ермакова, учитель начальных классов, Е.В. Моделкина, учитель математики, М.Ю. Тихомирова, учитель химии, зам. директора, Л.В. Никитина, учитель начальных классов, О.А. Юдина, учитель английского языка.

В ходе заключительной части работы кластера «Лозунг дня» был построен кроссенс («пересечение смыслов»), в котором участники показали через подбор картинок и их обоснование значимость реализации педагогической стратегии «Критическое мышление».

Благодарим педагогов, которые подготовили и провели работу кластера!

На форуме конференции «Педагогические стратегии: кто “за…”?» участники кластеров представили итоги работы.

Форум был не финалом работы, он для одних школ стал представлением промежуточных результатов работы коллективов школ, другим – стартом для внедрения в практику  выбранной педагогической стратегии.


19 декабря 2017 года

Семинар «Посткурсовое сопровождение педагога по освоению новых технологий. Смысловое чтение» на базе МОУ СШ №6 г.Тутаева.

В работе семинара приняли участие педагоги образовательных организаций Некоузского, Даниловского, Тутаевского районов и сотрудники кафедры начального образования ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования».

Программа семинара:

  1.  «Смысловое чтение как ресурс повышения качества образования» С.П. Исакова, методист МУ ДПО «Информационно-образовательный центр», Вахнина О.Ф., заместитель директора по УВР МОУ СШ №6 .
    • Урок окружающего мира. 2 класс. УМК «Планета знаний»Тема урока «Исследование глубин морей и океанов», О.А.Щукина, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    • Урок литературного чтения. 4 класс. СРО «Л.В. Занкова»Тема урока «Исследование смысловой и тематической направленности текста. Работа над заголовком сказки Г.-Х. Андерсена "Ёлка"», Н.А.Петрушова, учитель начальных классов МОУ СШ №6 .
    • Занятие внеурочной деятельности. Курс «Первоклассная газета». 2 класс. Тема «Бумажное искусство», Е.В. Хицко, О.Е. Зинякова, учителя начальных классов МОУ СШ №6.
  2. «Обучение младших школьников смысловому чтению на примере решения текстовых задач». Л.Ю. Сысуева, ст. преподаватель кафедры начального образования ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Вывод семинара: систематическая работа по развитию читательских умений обеспечит школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создаст основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.


26 октября 2017 года

Научно-методический семинар «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: наши достижения» в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов».

Организатор: кафедра начального образования.

В работе семинара приняли участие педагоги образовательных организаций г. Углича и г. Тутаева.

Ведущий семинара: Тихомирова О.В., зав. кафедрой начального образования.

В семинаре принимали участие: Гусева Л.А., старший методист кафедры начального образования; Сысуева Л.Ю., старший преподаватель кафедры начального образования.

Основное содержание семинара:

  • Особенности тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов.
  • Пространство тьюторской деятельности, методические разработки тьюторского сопровождения профессионального развития учителей.
  • Особенности тьюторского сопровождения в условиях изменений требований профессионального развития педагогов

В ходе работы участники семинара проанализировали и обсудили достижения и опыт работы в рамках деятельности РИП. Педагоги приняли активное участие в совместном планировании предстоящих мероприятий регионального и муниципального уровня в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов».


04 октября 2017 года

Семинар «Развитие навыков эффективного общения»  в рамках научно-методического сопровождения деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов» в г. Тутаев.

Организатор семинара: кафедра начального образования.

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Психологические основы эффективного общения.
  2. Развитие навыков эффективного общения в образовательном пространстве.

В ходе работы участники семинара выявили трудности, с которыми сталкивается тьютор при общении с субъектами образовательного процесса, были определены перспективы дальнейшей работы в рамках РИП.


14 июня 2017 года

Семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы» «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: первый опыт»

Организатор: кафедра начального образования

В работе семинара приняли участие 22 педагога г. Углича, г. Данилова, г. Рыбинска, Тутаевского, Некоузского муниципального района.

Подготовили и провели семинар: Тихомирова О.В., заведующий кафедрой начального образования, Посысоев О.Н., профессор кафедры инклюзивного образования.

Основное содержание семинара:

  1. Психологические основы работы со взрослыми.
  2. Основы психологического консультирования как одна из компетенций тьютора, сопровождающего профессиональное развитие педагога.

В ходе работы участники семинара познакомились с основными психологическими подходами работы со взрослыми, попробовали себя в роле психологического консультанта, сопровождающего профессиональное развитие педагога.


23 мая 2017 г.

Семинар в рамках научно-методического сопровождения деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов»

Организатор семинара: кафедра начального образования.

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Организация тьюторского сопровождения учителей начальной школы: проектирование и коррекция индивидуальных образовательных маршрутов, фиксация изменений профессионального роста педагогов. Тихомирова О.В., зав. кафедры начального образования.
  2. Поддержка профессиональной деятельности педагогов, опыт работы по апробации программы повышения квалификации «Модернизация содержания и технологий НОО» с учетом проектирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогов г. Тутаева, Рыбинска, Данилова. Сысуева Л.Ю., старший преподаватель кафедры начального образования.

В ходе работы участники семинара выявили трудности, с которыми сталкивается тьютор при сопровождении учителе начальной школы, были определены перспективы дальнейшей работы в рамках РИП


11 мая 2017 года

Семинар «Развитие навыков эффективного общения» на базе МОУ лицей №1 и МУ Центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул» г.Тутаева.

Программа:

  1. ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности. Исакова С.П., методист МУ ДПО «ИОЦ» ТМР.
  2. Урок русского языка «Обобщающий урок по теме «Типы текста». 3-б класс. Бердакова  А.В., учитель начальных классов МОУ  лицей №1.
  3. Урок окружающего мира «Луг и его обитатели». 2 класс. Васильева С.В., учитель начальных классов МОУ лицей № 1.
  4. Круглый стол: Применение новых технологий организации учебной    деятельности. Тихомирова О.В., заведующий кафедрой начального образования,  Чижова И.Н., старший методист кафедрой начального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
  5. Тренинг «Развитие навыков эффективного общения».  Лабутина Т.А., педагог-психолог МУ Центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул» ТМР.

27 апреля 2017 года                                                                                                                                                                                                                                

Семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы».
Организатор: кафедра начального образования.

Подробнее


9 марта 2017 года

Обучающий семинар «Современное родительство: попытка осмысления» в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов» на базе МОУ СОШ №5 им. 63-го Угличского пехотного полка. Подробнее
Организатор: кафедра начального образования.


С 30 января по 28 марта 2017 года проходила реализация  ППК «Модернизация содержания и технологий начального общего образования» на базе ТМР.

Обучение происходило в активном освоении теоретического материала (работа с источниками, КСО (коллективный способ обучения), лекция-визуализация), выполнении практических заданий (групповых и индивидуальных), коммуникации по обсуждению педагогических ситуаций, непосредственной профессиональной деятельности на базе образовательных организаций, работе над исследованием, проектировании уроков.

В реализации программы принимали участие:

  • преподавательский состав КНО ГАУ ДПО ЯО «ИРО» (Тихомирова О.В., зав. кафедры начального образования; Чижова И.Н., старший методист кафедры начального образования; Сысуева Л.Ю., старший преподаватель кафедры начального образования);
  • тьюторы ТМР (Исакова С.П., методист МУ ДПО «ИОЦ» ТМР, Пономарева Н.А., учитель начальных классов МОУ лицей №1, Кольцова В.В. и Первушина Е.Е., учителя начальных классов МОУ СШ №3, Смирнова О.Д., учитель начальных классов МОУ СШ №4 «ЦО», Вахнина О.Ф., зам.директора МОУ СШ №6;
  • педагоги-психологи МУ Центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул» ТМР Лабутина Т.А. и Петухова Н.А.;
  • педагоги-психологи образовательных учреждений Абрамова М.В., МОУ лицей №1, Атрошкина Ю.В., МОУ СШ №3, Упадышева Ю.В., МОУ СШ №6, Архипова В.В., МОУ СШ №4 «ЦО».

Была представлена и альтернативная формы повышения квалификации - самообразование, разработка и проведение семинаров (совместная с тьюторами разработка и проведение открытых уроков и выступлений), организуемых на уровне образовательного учреждения,  муниципального района.

Свою работу педагоги показали в рамках Модуля 15. Состоялись:

  1. Семинар  "Урок «открытия» нового знания".

Программа семинара:

  • Практикум «Структура урока открытия нового знания»
    • «Современный урок как основа эффективного и качественного образования». С.П. Исакова, методист МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» ТМР.
    • Практическая работа «Структура урока «открытия» нового знания».  О.Ф. Вахнина, заместитель по УВР МОУ СШ №6
  • Открытые уроки
    • «Длина ломаной». 1 класс.  (подробнее), Е.В. Хицко, учитель начальных классов МОУ СШ №6
    • «Предлог как служебная часть речи». 2 класс, О.М. Семенова, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    •  «Проверка безударных окончаний имен прилагательных». 3 класс, Е.А. Крайнова, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    • «Сатира и юмор. Н. Носов «Федина задача». 4 класс, А.А. Розанова, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    • «Перенос слов. Правила переноса слов». 1 класс, О.Е. Зинякова, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    • «Название компонентов умножения. Переместительное свойство умножения». 2 класс, О.Г. Овсянникова, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    • «Умножение на трёхзначное число». 3класс, Е.Д. Обойщикова, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
    • «Пётр I». 4 класс, М.В. Симоненко, учитель начальных классов МОУ СШ №6.
  •  Практическая часть
    • Мастер-класс «Работа с понятием на уроках в начальной школе» Т.А. Андреева, учитель начальных классов МОУ СШ №6
    • Работа в группах «Приёмы работы на разных этапах урока «открытия» новых знаний» (анализ уроков). Тьюторы.
    • Мастер-класс «Деятельностный урок». С.П. Исакова, методист МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» ТМР

      2. Семинары по теме «Проектная задача в начальной школе»

  • Открытый урок математики – решение проектной задачи «Любимой школе – красивый двор», Васильева С. В.,  учитель МОУ лицей №1.
  • Практическое занятие «Проектная задача по окружающему миру «Ремёсла в Древней Руси», Пономарёва Н.А., учитель МОУ лицей №1.
  • Мастер-класс «Проектная задача «Афиша», Бузецкая О. Б.,учитель МОУ лицей №1.

     3. Уроки на основе деятельностного метода

  • Урок математики «Площадь прямоугольника» (1 урок), Кольцова В.В.,учитель МОУ СШ №3.
  • Урок математики «Площадь прямоугольника» (2 урок), Семёнова О.М., учитель МОУ СШ №6.

Опыт своей работы по теме Модуля 15.3. «Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся» представила Зинякова О.Е, учитель начальных классов МОУ СШ №6.

Слушатели ППК разработали и реализовали на сайте Wix сетевой проект «Золотое кольцо России» http://isp2208.wixsite.com/mysite


17 января 2017 года

Cеминар сосисполнителей (МОУ ДПО «ИОЦ»; МОУ лицей №1; МОУ СШ №3; МОУ СШ №4 «ЦО»; МОУ СШ №6) РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы» по теме «Реализация программы ДПО, предполагающей практическую реализацию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов начального общего образования».

Командой тьюторов (на основе 26 индивидуальных маршрутов педагогов) выбраны модули программы повышения квалификации «Модернизация содержания и технологий начального общего образования» авторского коллектива кафедры начального образования и команды проекта РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации ДПО педагога» под рук. Тихомировой О.В., к.п.н., зав. кафедрой.

В ППК для педагогов ТМР вошли темы:

  1. Модуль 9. Психолого-педагогические основы готовности ребенка к школьному обучению (9.1. Виды готовности, общая характеристика; 9.2. Диагностика готовности  ребенка к школьному обучению;  9.3. Роль семейного воспитания в формировании готовности ребенка к школьному обучению; 9.4.Психологические основы работы со взрослыми)
  2. Модуль 15. Формы и способы организации образовательной деятельности (15.1 Урок и внеурочная деятельность; 15.2 Адаптация тематического планирования к условиям личностно-ориентированного образования (на основе образовательного со-бытия); 15.3 Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся)
  3. Модуль 23. Личность учителя начальных классов (23.1 Коммуникативная компетентность учителя начальных классов; 23.2 Личностные профессиональные качества учителя начальных классов; 23.3 Основы педагогической рефлексии)

15 декабря 2016 года 
Семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы».
Организатор: кафедра начального образования.
Подробнее


22 ноября 2016 года
Семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы»
Организатор: кафедра начального образования

Подробнее


9-10 ноября 2016 года
Обучающий семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы»
Организатор: кафедра начального образования

Подробнее


21 октября 2016 года 
Семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы».
Подробнее


15 сентября 2016 года
Семинар в рамках деятельности РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы».
Организатор: кафедра начального образования

Подробнее


23 августа (МОУ СШ №6; МОУ лицей №1) и 30 августа (МОУ СШ №3; МОУ СШ №4 «ЦО») проведены семинары по теме «Индивидуальный план профессионального развития».

На основе самоанализа педагоги составляли ИП профессионального развития, который включал в себя приоритетные направление профессионального развития, цель, результаты, план индивидуального образовательного маршрута

Основные направления

Что я могу сделать самостоятельно

Сроки

Что я сделаю с помощью

Сроки

Результат

«Точки» роста

 

 

 

 

 

Устранение «пробелов»

 

 

 

 

 


С 15 по 17 июня 2016 года в образовательных учреждениях (МОУ лицей №1; МОУ СШ №3; МОУ СШ №4 «ЦО»; МОУ СШ №6)  проведены обучающие семинары по теме  «Построение и анализ индивидуального профиля специалиста на основе самооценивания профессиональной компетентности».

Участники семинара работали с графиками индивидуального профиля: выделяли «точки роста» и «точки восполнения» (профессиональных дефицитов) на графике, сопоставляли  выделенные «точки» с показателями профессиональной компетентности, ранжировали их по степени значимости в собственном профессиональном развитии.

ФИО

«Точки роста»

«Точки восполнения»

  • общие тенденции и приоритеты развития образования
  • психологические основы работы с взрослыми
  • методы управления коллективом
  • работать с содержанием учебного материала, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности учащихся
  • владение способами интеграции различных предметных областей
  • владение вербальными и невербальными средствами общения
  • формы и способы организации учебной деятельности

15-16 июня 2016 года
Обучающий семинар по теме «Планирование методической работы школы, МО, ММС на основе индивидуального планирования профессионального развития педагога»
Организатор: кафедра начального образования
Подробнее


10 июня  2016 года состоялись семинары в образовательных учреждениях (МОУ лицей №1; МОУ СШ №3; МОУ СШ №4 «ЦО»; МОУ СШ №6) для учителей начальных классов  по теме «Сущность и содержание профессиональной компетентности педагога».

Содержание семинара:

  • Работа с понятием профессиональной компетентности педагога: его сущность в контексте результатов образования, структура и основные компоненты профессиональной компетентности педагога.
  • По разработанному Тихомировой О.В. (заведующий кафедрой начального образования ГАУ ДПО ЯО «ИРО») опроснику, проведена диагностика профессиональной компетентности педагога.

9 июня 2016 г.
Семинар РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов»
Подробнее


13 апреля 2016 года
Установочный семинар участников РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов»

 Подробнее