Меню сайта

                      

ТЕМА ПРОЕКТА

                                      «Реализация комплекса мер, обеспечивающих переход муниципальной сети профильного обучения на ФГОС СОО через внедрение технологий мыследеятельностной педагогики»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2017-2019 годы

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА на 2019 год

Научное руководство Половкова М.В., к. псих. н., председатель Правления Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании».

Цель проекта: разработка и апробация модели внедрения технологий мыследеятельностной педагогики в образовательный процесс старшей школы, позволяющей муниципальной сети профильного обучения начать реализацию ФГОС СОО с 1 сентября 2018 года.

Задачи:

  • разработать и провести экспертизу локальных актов сети, необходимых для организации образовательного процесса на уровне среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • разработать и утвердить основную образовательную программу среднего общего образования, реализуемую в форме сетевого взаимодействия ОУ.
  • организовать взаимодействие образовательных учреждений, участников РИП, для разработки и осуществления апробации модели внедрения технологий мыследеятельностной педагогики в образовательный процесс старшей школы;
  • внедрить технологии мыследеятельностной педагогики на уровне среднего общего образования.

Основная идея проекта

Для обеспечения качественного перехода на ФГОС СОО требуется соорганизация заинтересованных лиц, участников образовательных отношений, представителей учредителя, методической службы и партнеров школ.

С момента создания сети профильного обучения в Тутаевском МР произошли серьезные изменения в системе образования, как на федеральном уровне,   так и на региональном и муниципальном уровнях. Но сетевая модель профильного обучения по-прежнему актуальна и востребована. Так, в соответствии с действующей на данный момент моделью, в образовательную сеть входят все средние общеобразовательные школы правобережной части района (три из них являются Ресурсными центрами профильного обучения), Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «Стимул», муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный центр» и два учреждения высшего профессионального образования.

Сложившаяся на практике модель позволяет обучающимся осваивать программы предметов, изучаемых на базовом уровне в «своей» школе, а   предметы на профильном уровне и элективных учебных предметов – на базе муниципальных ресурсных центров (в случае, если данные программы не реализует «своя» школа). Сетевое взаимодействие позволяет ежегодно предложить обучающимся более широкий выбор предметов, изучаемых на профильном уровне, элективных учебных предметов и преподавателей, ведущих элективные учебные предметы. Так за шесть лет в сети в разное время обучалось от 72 до 96% от общего количества обучающихся 10-11-х классов школ, включенных в образовательную сеть. Ежегодно реализуется   5-6 профилей обучения.

Муниципальная сеть профильного обучения – гибкая, максимально ориентированная на запросы, интересы и потребности обучающихся система, но 1 сентября 2018 г. организация образовательного процесса в сети, должна соответствовать  требованиям ФГОС СОО (полидисциплинарные и метапредметные погружения, интенсивы; методологические и философские семинары; образовательные экспедиции и экскурсии; учебно-исследовательская работа обучающихся и др.).

Одна из важнейших проблем обновления сети профильного обучения состоит в выходе за границы и рамки классно-урочной системы. Эта проблема может быть решена только за счет конструирования и проектирования новых дидактических программ, построения на их основе сценариев обучения и проверки результатов этого обучения. И все это должен уметь педагог. Только в это случаем можно действительно достичь другого, более высокого типа организации учебного процесса, другого уровня связанности учебного пространства и учебного времени в отношении к свободному пространству самоопределения и свободному времени развития. Реальностью должно стать незатруднённое движение групп детей и отдельных учащихся через учебную программу, со свободно выбираемыми профилями для углублённого изучения отдельных учебных дисциплин, принципиально новые, нестандартные курсы, проектные инициативы.

Концепция предлагаемого проекта опирается на ряд масштабных отечественных проектов, направленных на развитие российской системы образования: «Мыследеятельностная педагогика» (1989 г.), «Школа будущего» (2006 г.). Разработка этих проектов велась научным коллективом под руководством доктора психологических наук Ю.В. Громыко на основе мыследеятельностной методологии, разработанной Г.П. Щедровицким, Н.Г. Алексеевым и др.. Согласно основной идее данных проектов, школа как социальный институт должна выработать свое видение будущего, построив конструктивное обсуждение тенденций и проблем мирового развития, вступив в коммуникацию и взаимодействие с представителями различных сфер общества, от которых, собственно, зависит это будущее. Процессы, происходящие в Российском образовании сегодня, делают данную тему актуальной и позволяют работать на опережение.

В настоящее время развивается сотрудничество группы образовательных учреждений Тутаевского МР с инновационной компанией «Мыследеятельностная педагогика», ФИП «Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения» Москвы. В рамках взаимодействия с ФИП организуется участие педагогов района в конференциях, обучающих семинарах, стажировках.

Заявленный проект является логическим продолжением проекта «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС», реализованный в статусе РИП МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Тутаевского МР с группой образовательных учреждений в 2014-2016 гг. Итоговыми продуктами данного проекта стали методические пособия: «Метапредметный курс "Задача"» (5 кл.), метапредметные курсы внеурочной деятельности «Пластика текста» (5 кл.), «Возьмём в союзники игру» (5 кл.), «Ориентируюсь в пространстве» (5 кл.), «Идея» (5 кл.), «Проект» (5-7 кл.), «Азбука понимания художественного текста» (4 кл.), «Учимся действовать» и «Развитие способности воображения» (программы на два года обучения НОО); программы и сценарии по развитию способности воображения для детей дошкольного возраста и др.

Новый проект предполагает апробацию технологий мыследеятельностной педагогики на уровне среднего общего образования.

По своей организационной структуре проект «Реализация комплекса мер, обеспечивающих переход муниципальной сети профильного обучения на ФГОС СОО через внедрение технологий мыследеятельностной педагогики» является сетевым проектом, основанным на принципе взаимодействия и партнёрства муниципальной методической службы и общеобразовательных учреждений Тутаевского МР (лицей №1, СШ №3, СШ №6) – участников РИП.

Организации – соисполнители проекта

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1 Тутаевского МР.
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3 Тутаевского МР.
  3. Муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя школа №6 Тутаевского МР.