ТЕМА ПРОЕКТА
Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий
в образовательный процесс как средство реализации ФГОС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2014-2016 годы
Паспорт программы
Современная школа в соответствии с требованиями ФГОС должна формировать у детей не только знания, умения и навыки, но и культурные способы мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии, воображения, которые имеют метапредметный статус и являются основой компетентностей обучающихся. Стратегическим направлением развития школы является переход к формированию базовых способностей выпускника, позволяющих ему осуществлять социальное действие, содержательную коммуникацию, работать на передовом крае науки, в задачной, проблемной и проектной формах деятельности. Поэтому сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход» приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо, поскольку метапредметный подход заложен в основу федеральных государственных образовательных стандартов. Концепция предлагаемого проекта опирается на ряд масштабных отечественных проектов, направленных на развитие российской системы образования: «Мыследеятельностная педагогика» (1989 г.), «Образование как средство развития региональных общественных систем» (1990 г.) и «Школа будущего» (2006 г.). Разработка этих проектов велась научным коллективом под руководством доктора психологических наук Ю.В. Громыко на основе мыследеятельностной методологии, разработанной Г.П. Щедровицким, Н.Г. Алексеевым и др.. Согласно основной идее данных проектов, школа, как социальный институт, должна выработать свое видение будущего, построив конструктивное обсуждение тенденций и проблем мирового развития, вступив в коммуникацию и взаимодействие с представителями различных сфер общества, от которых, собственно, зависит это будущее. Процессы, происходящие в Российском образовании, делают данную тему актуальной и позволяют работать на опережение. В настоящее время развивается сотрудничество группы образовательных учреждений Тутаевского МР с инновационной компанией «Мыследеятельностная педагогика», ФИП «Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения» г. Москвы. В рамках взаимодействия с ФИП организуется участие педагогов района в конференциях, обучающих семинарах, стажировках. Заявленный проект является логическим продолжением проекта «Внедрение метапредметов в образовательный процесс современной школы», реализованный в статусе РИП МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» с группой образовательных учреждений в 2013 году. Итоговым продуктом данного проекта стал сборник материалов, в который вошли локальные проекты школ, рабочие программы метапредметных курсов, сценарии занятий. Новый проект предполагает создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, что предполагает увеличение количества образовательных учреждений, участников проекта, и педагогов-инноваторов (воспитатели ДОУ, учителя начальных классов и др.). Разрабатываемая модель призвана обеспечить преемственность между всеми уровнями образования и осуществить целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. Наряду с участниками проекта 2013 года (лицей №1, СОШ №№ 3, 5 и 6) в число участников нового проекта включены МДОУ №1 «Ленинец» (левобережная часть города) и МДОУ №3 «Якорек» (правобережная часть города), выпускники которых продолжат обучение в школах-участницах РИП. Проект рассчитан на повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании метапредметных технологий, создание новых образцов педагогической практики на всех уровнях образования (метапредметные учебные и внеучебные занятия, образовательно-игровые сессии, образовательные события и др.), а также на разработку инструментария для оценки метапредметных образовательных результатов обучающихся и уровня владения педагогами ТМР метапредметными технологиями. ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧУЖДАЕМЫХ ПРОДУКТОВ
|